От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

На модерации Отложенный


 

В истории Русской Церкви было немало ярких, харизматичных персонажей, завершивших земную жизнь с позором и вошедших в историю как воры, предатели и душегубы. Среди них и Гришка Отрепьев, иеродиакон Чудова монастыря, одно время приближённый самого Святителя Иова, Патриарха Московского, ставший трагически известным самозванцем Лжедмитрием I, а закончивший тем, что его прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Запада, откуда и прибыл этот расстрига с "группой поддержки" – польско-литовскими интервентами. И бывший священник Георгий Гапон, один из самых видных православных пастырей и проповедников начала XX века, увлекшийся кровавой стихией революции и возомнивший себя революционным трибуном.

 

Политический манифест: Письмо в защиту участников беспорядков отдает гапоновщиной - мнение

Поп Гапон читает революционную прокламацию. Фото из архива автора

Подобно Иуде, уже лишённый сана поп Гапон закончил жизнь в петле. Вот только не от собственного отчаяния, но при помощи "партийного товарища", активиста террористической партии эсеров, а в будущем одного из отцов-основателей Государства Израиль Пинхаса Рутенберга (к слову, приятеля главы итальянских фашистов Бенито Муссолини).

Ещё один яркий церковный персонаж, перешедший на радикально антицерковные позиции, "прославился" в годы хрущёвских гонений. Бывший профессор Ленинградской духовной академии протоиерей Александр Осипов не просто оставил сан (история банальная – развод с первой женой и канонически недопустимое для священнослужителя второбрачие), но и в 1959 году публично порвал с религией вообще, объявив себя атеистом. Вплоть до смерти в страшных мучениях Осипов привлекался советскими органами в качестве атеистического агитатора-пропагандиста. Церковь же не только лишила его сана, но и предала анафеме.

Спустя ещё несколько десятилетий анафематствован был и бывший Киевский митрополит Филарет (в миру Михаил Антонович Денисенко). Имя этого деятеля известно многим: именно он создал самую крупную украинскую псевдоправославную националистическую группировку "Киевский патриархат", ставшую основой сегодняшней лжецеркви ПЦУ, получившей антиканонический "томос" об "украинской автокефалии" от Константинопольского патриарха Варфоломея (Архондониса).

Конечно, всё это лишь вершина антицерковного айсберга, тех его представителей, которые когда-то получили сан в Русской Церкви, а потом начали плевать в колодец, из которого совсем недавно пили. Но есть и те, кто оплёвывает Церковь "изнутри", формально сохраняя сан, позволяющий им представлять некую "прогрессивную часть Церкви", противостоящую церковному священноначалию и его "сатрапам". Таковых немного, но они очень шумны и скандальны. И самый известный среди них – протодиакон Андрей Кураев, уже давно превративший свои интернет-блоги и странички в соцсетях в подобие советских изданий в духе журнала "Безбожник у станка".

"Из Савлов в Павлы и обратно"

Конечно, протодиакон Андрей Кураев, подобно бывшему протоиерею Александру Осипову, прямо не отрицает бытие Божие. Он "всего лишь" собирает слухи и сплетни о Русской Церкви, её священноначалии, наиболее известных пастырях и мирянах, тиражируя их на потеху антицерковно настроенной публике. Достаётся и Патриарху, и только что ушедшим в мир иной клирикам. Не говоря уже о светских политиках (в нулевые отец Андрей весьма резко высказывался об украинских "самостийниках", а в последние годы, напротив, поддерживает их, да ещё и выступает против воссоединения с Крымом).

Пишет отец Андрей очень активно, как говорят малороссы, "часто-густо", а потому полное собрание сочинений собранных сплетен с комментариями уже давно превзошло ПСС классиков марксизма-ленинизма. Так, например, в последние недели он оседлал популярную тему коронавируса, пытаясь доказать, что Русская Церковь "виновна" в его распространении, ну и походя в буквальном смысле пиная жертв пандемии в священном сане. В том числе протоиерея Александра Агейкина, человека, о котором прежде Кураева никто не произнёс ни одного недоброго слова.

В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере ВИП-сервиса.

И это далеко не самые "нелестные" эпитеты, которыми протодиакон Андрей сопровождает своих относительно недавних сослужителей (не говоря о том, что уже несколько лет именно Кураев пытается доказать, что в Русской Церкви существует некое "голубое лобби", партия высокопоставленных извращенцев, однако реальных свидетельств, которые могли бы доказать это в суде, так ни разу и не представил).

Но именно глумливое хамство в адрес новопреставленного протоиерея Александра Агейкина, одного из самых светлых русских пастырей последних лет, побудило многих клириков и мирян возмутиться, задавшись резонным вопросом: а почему этот персонаж до сих пор прикрывает свою антицерковную деятельность священным саном?

Автору этих строк неоднократно доводилось общаться с отцом Андреем ещё в годы, когда он был профессором ряда церковных и светских вузов, одним из самых активных православных публицистов и просветителей, чьи книги привели в Церковь немало представителей гуманитарной интеллигенции. Справедливости ради стоит отметить, что это действительно один из самых образованных и эрудированных клириков трёх последних десятилетий.

Даром что базовое образование Андрей Вячеславович Кураев получил на кафедре "научного атеизма" философского факультета МГУ, но так ведь и гонитель Савл когда-то стал первоверховным апостолом Павлом. Однако в данном случае получилось "из Савлов в Павлы и обратно". Хотя до поры до времени он сделал немало для церковного просвещения. Правда, в личном общении Кураева всегда отличала иронично-снисходительное отношение к собеседникам, в том числе облечённым куда более высоким церковным саном. Хамские шуточки отца Андрея в адрес собеседников многие пытались оправдать его "юродством". Но где та грань, которая отделяет юродство Христа ради от распущенности и горделивой фанаберии?

Протодиакон Андрей Кураев на Патриаршем богослужении в 2009 году. Фото: patriarchia.ru

Нельзя не вспомнить, как накануне Поместного Собора 2009 года, избравшего Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла, отец Андрей активно начал кампанию по очернению потенциальных соперников будущего Святейшего Владыки. В итоге, как сознался сам Кураев в своём интернет-блоге, ему было сделано серьёзное внушение:

Сегодня (21 января) меня вызывал Местоблюститель митр. Кирилл, чтобы указать на недопустимость переноса светских методов предвыборной полемики в церковную жизнь.

Тем не менее, по мнению многих клириков Русской Церкви, отец Андрей рассчитывал, что после избрания владыки Кирилла Предстоятелем он получит высокий церковный пост и сан. Сложно сказать, так ли это, но в итоге диакон Андрей Кураев стал протодиаконом Андреем Кураевым и получил наградной головной убор – камилавку. И несмотря на то что в своём блоге он попытался доказать, что эта богослужебная шапка – очень высокая награда, личная обида была очевидной.

В итоге кураевская критика, которую он и раньше позволял в адрес некоторых церковных процессов, становилась всё более агрессивной и персонифицированной. Постепенно из церковного апологета протодиакон Андрей Кураев превратился в антицерковного критика, чья деятельность вызывает всё больше вопросов среди православного духовенства.

Автор этих строк не является ни священнослужителем, ни специалистом по каноническому праву, а потому в рамках этой статьи не готов изложить список святоотеческих правил, согласно которым отец Андрей должен быть лишён сана. Но кураевская "коса" уже нашла на "камень": в столь любимом им интернете появилась петиция с предложением "извержения из сана протодиакона Андрея Кураева". Конечно, подобный формат апелляции далёк от церковных традиций, но вопрос вполне резонный. А потому хотелось бы, чтобы священноначалие Русской Церкви обратило внимание на сам этот вопрос.

Но как вообще относятся к сегодняшней деятельности отца Андрея клирики нашей Церкви? Царьград приводит мнения лишь некоторых из них, священнослужителей разных епархий. Что показательно, в ходе этого опроса мы побеседовали с несколькими десятками клириков, но ни один из них не высказался в поддержку протодиакона. Правда, многие сказали, что он только ждёт любого скандала вокруг его имени, а некоторые признались, что опасаются того, что этот персонаж в отместку начнёт выдумывать сплетни про них самих. Что ж, приведём мнения только тех, кто решился высказаться прямо, не скрываясь "страха ради кураевска".

Полностью мнение священнослужителей, архиереев а также про предательство диаконом Кураевым Церкви - по ссылке

 

1