Аппаратчик КПСС и современный чиновник - в чем разница?

 Спустя двадцать лет было бы неплохо вспомнить тех, кто непосредственно исполнялволю КПСС на местах в период СССР и как это было организовано. За каждое слово напечетанное в этой статье я отвечаю. Я не не знаю достоверно, какие механизмы и тайные приводные ремни действуют в нвнешнем механизме власти, но то как это происходило в восьмидесятые годы знаю точно.

Осуществляя руководящую роль общества ЦК КПСС опиралось на обкомы и горкомы на местах, которые состояли из выборных комитетов и аппарата, по современному партийных чиновников. Кроме идеологических отделов и орготделов, занятых пропагандой и партийным строительством существовали отраслевые отделы, занимающиеся экономикой и социальными вопросами. Этим мужикам не было особого дела до стенгазет, кружков марксизма-ленинизма и наглядной агитации. Их интересовало только выполнение плана производства и кадровые вопросы. Подбор аппаратчиков происходил по следующему принципу.Например горком.

1. Возраст 33-38 лет.

2. Стаж работы руководителем на призводстве - не менее 3 лет.

3. Партийный стаж - 5 лет.

4. Женат.

5. Наличие жилья.

6. Положительная характеристика.

7. Профильное образование.

Ленинград поотраслевому принципу был поделнен на несколько направлений: промышленность, легкая и пищевая промышленность, строительство и транспорт, энегогоснабжение, торговля и общественное питание, административные органы, оборонная промышленность.

В каждом отделе насчитывалось от 7 до 10 инструкторов, которые курировали группу своих предприятий. Всего отраслевиков насчитывалось в 1987 году - 74 человека на весь город. Помимо плана они работали с письмами и жалобами граждан по теме своего сектора.

Зарплата - 250 руб в месяц .  Две премии в год: 7 ноября и 1 мая. К отпуску 50% скидка на билет до санатория. Санаторий -24 дня за 25% стоимости путевки. Магазин в Смольном особыми изысками не отличался, так мясные полуфабрикаты по норме и блинчики с мясом.

Начальнику отдела и инстркуторам и членам их семей не полагалось иметь машину и гараж, иметь садовый участок,быть членом жилищного кооператива, а позднее любого кооператива. Служебных машин не полагалось, как и секретарей или помощников. Вся информация о снабжении города ежедневно стекалась в отделы и горе было тем хозяйственникам, которые не обеспечивали реально суточный план. хотя бы по минимуму.Большинство аппаратчиков-промышленников были высокопрофессиональными образованными людьми и отнюдь не "зашореными", понимали недостатки режима и пытались как-то воздействовать на ситуацию.

Небольшое количество людей, дисциплина и опративность обеспечивали нормальную жизнь города в пределах компетенции. Любой ленинградец мог в любое время суток позвонить дежурному по поводу авари, плохой работе магазина, транспорта и т.д. Как правило, меры принимались оперативно.

На одном месте инструктор горкома не мог проработатьболее 5 лет, далее принцип ротации: или повышение или уход на хозяйственную работу.  Случае взяток я не знал, да и вряд ли они были. На эту работу нельзя было устоиться самому или с помощью связей, но и отказаться было сложно - партийный долг. Однако для хорошего инициативного работника, не допустившего прокола со временем открывалась возможность хорошей работы. Это-то и успокаивало и вселяло надежду. Аппаратчиков было в десятки раз меньше, чем нынешних функционеров и толку от них было больше. Жили они в обычных квартирах и никак себя не проявляли. Что касается высшего рководства: секретари горкома, обкома, то их личная жизнь и мотивы поведения в том или ином случае достоверно мне не известно. Но хозяйственная жизнь города в главных аспектах зависела от инструктора. В этой жизни тоже было всякого и головотяпство со стороны директоров и аварии и превышение власти и хищения. Но это были именно случаи, а не система. Наказывали, виновных. конечно. Правоохранительные органы работали, как положено, основные проблемы были в торговле, там где крутились живые деньги, там положение дел по линии ОБХСС всегда было хреновым. А потом, когда началось кооперативное движение и предпринимательство, то ситуация стала практически неуправляемой. Но это уже был закат страны. Все нити управления перешли к Советам. Спустя год после исхода горкома из Смольного, я побывал там и пришел в шок. В комнате, где сидел один человек размещалось по пять-шесть сотрудников, в туалетах оборваны все бронзовые дверные ручки, стены обшарпаны, окурки. В карительных комнатах пустые винные бутылки. !7-й год какой-то. Тогда я понял, что бардака в стране не избежать. Позднее порядок в Смольном все-таки навели, но осадок остался.

Не стоить верить людям рассказыващим сказки о тупости аппаратчиков, о том что они с жиру бесились, купались в роскоши - брехня!

Идинственной привилегией центральной фигуры аппарата - инстркутора была возможность роста при условии проявленного трудолюбия, честности и дисциплины. Это факт.И то, что Ельцин распустил эти кадры - ошибка. Мог бы на их основе создать комитет по контролю за исплнением Указов Президента.