Зачем Кремль борется с коронавирусом на Ближнем Востоке
На модерации
Отложенный
Выяснилась подоплека широкомасштабной рекламной кампании по оказании российской помощи различным странам, пострадавшим от вируса.
Сегодня в регионах России, да и в самой столице жалуются на нехватку койко-мест, средств защиты, аппаратов вентиляции легких, объявляют карантин и штрафуют нарушителей. Но еще в конце марта Москва активно пропагандировала оказываемую ей массированную помощь в борьбе с коронавирусом как Западу, так и Востоку, особенно Ближнему.
24 марта вопросы сотрудничества России и Сирии в борьбе с пандемией обсуждались в Дамаске российским министром обороны Сергеем Шойгу и президентом Сирии Башаром Асадом.
До этого, 12 марта, Россия отправила Ирану испытательные системы для тестирования, и затем "дополнительную гуманитарную помощь". В отличие от Тегерана, сирийцы долгое время ничего не сообщали о заболевших, и лишь 7 апреля сирийское государственное информационное агентство SANA заявило о 19 случаях заболевания коронавирусом. Нет сомнений, что реальная картина выглядит намного тяжелее - как, впрочем, и в самой России.
Еще до того, как Россия заговорила о помощи Ближнему Востоку, она уже широко пропагандировала помощь, оказанную Италии. И не так важно, что в конечном итоге эта помощь оказалась в большей степени фиктивной и неэффективной.
Вскоре выяснилась подоплека широкомасштабной рекламной кампании по оказании российской помощи различным странам, пострадавшим от вируса. Она проводилась для того, чтобы создать прецедент. 26 марта Россия, Китай, Иран, Сирия, Венесуэла, Никарагуа и Северная Корея обратились к генеральному секретарю ООН Антонио Гутерришу с просьбой содействовать смягчению санкций, препятствующих борьбе с COVID-19.
Санкции сняты не были, и недавно офис контроля зарубежных активов минфина США выпустил пояснительную записку "Об обеспечении гуманитарной помощи и торговли для противодействия COVID-19". Значение этого документа прокомментировал в "Коммерсанте" программный директор российского Совета по международным делам Иван Тимофеев. Он подчеркнул, что записка обобщает информацию о существующих возможностях оказывать гуманитарную поддержку или вести экономическую деятельность в гуманитарных целях в странах, которые находятся под санкциями США. Это касается работы с Ираном, Венесуэлой, Кубой, Сирией, КНДР, а также находящимся под блокирующими санкциями Крымом.
По мнению Тимофеева, на самом деле, эта записка является хитроумным ответом американской дипломатии, чтобы не быть обвиненными в антигуманном поведении. Тимофеев замечает, что "санкции остаются политическим инструментом", приводя в пример определение из записки, по которому помощь должна быть направлена "народам", а не "режимам". Но на практике борьбу с COVID-19 ведут государственные органы, то есть "режимы".
Можно представить, что документ США-это ответ на активные действия Москвы, особенно на Ближнем Востоке.
Однако по мнению самих российских экспертов, например Максима Сучкова, ведущего сотрудника кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО, "долгосрочные попытки ослабить санкции против России, Сирии, Ирана и других стран, вероятно, останутся безуспешными".
У Кремля есть и другие мотивы для борьбы с коронавирусом в разных странах мира. В начале апреля российские официальные лица, включая президента Владимира Путина, обсуждали пандемию с рядом лидеров Ближнего Востока. 1 апреля Путин говорил с президентом Турции Реджепом Эрдоганом о совместных действиях по борьбе с пандемией. 6 апреля о том же-с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу. 7 апреля замминистра иностранных дел Михаил Богданов говорил по телефону с Исмаилом Ханией, главой политбюро ХАМАСа.
Как отмечают наблюдатели, участие Москвы направлено на укрепление позиций России в регионе путем предоставления гуманитарной помощи и формирования образа "заботливой силы".
Помимо Ближнего Востока, Россия получила дополнительные запросы от ряда других стран по борьбе с коронавирусом-как, например, Армении, Казахстана и Сербии.
Многие еще помнят многомиллиардную помощь Советского Союза братскому афганскому, эфиопскому, ангольскому, монгольскому, вьетнамскому, сирийскому и еще многим народам, включая тот же китайский. Помощь, которая оказывалась вовсе не по соображениям гуманизма, а в надежде на построение в них социализма по советскому образцу. Долги этих стран были списаны со счетов, как собственно и сам социализм.
Но сейчас эта гуманитарная помощь пошла на второй круг: снова сирийский народ, ливийский народ, и недавно братский народ Венесуэлы. Правда, с ним случилась накладка - пришлось лишить народ Венесуэлы заботы о развитии ее энергетического сектора. По словам экспертов, Россия в ближайшее время продаст там свои активы. Это стало условием сделки с Трампом, к посредничеству которого Москве пришлось прибегнуть, чтобы вернуться за стол переговоров с Саудовской Аравией.
Да и нуждаются ли народы Востока и Запада в помощи России?
15 апреля состоялась видеоконференция министров обороны стран НАТО. На ней было отмечено, что всего за две недели с начала принятия решения о взаимопомощи вооруженные силы альянса совершили более 100 вылетов для перевозки медицинского персонала; способствовали строительству 25 полевых госпиталей; обеспечили дополнительно более 25000 койко-мест. Кроме того, на поддержку гражданских медиков было направлено более 4000 военных медработников.
Так что, похоже, "заграница" справится с вирусом сама. Как справляется с ним Россия, которая уже вышла на 10-е место в мире по числу заболевших и в которой, по мнению экспертов, события развиваются по итальянской модели-тоже станет ясно уже в ближайшие недели.
Источник: Детали
Комментарии