Зубилом?

На модерации Отложенный Скульптуры из мрамора, которые непонятно как сделали

Кусок мрамора, молоток и зубило — вот, кажется, и все, что использовали с древности мастера при изготовлении своих скульптур. А что вы скажете на это? Неужели прямо так и зубилом по камню?

1 из 2

 

Бюст Марии Дуглиоли Барберини, выставленный в Лувре (создан Джулиано Финелли в 1626 году). Фото с сайта http://cf-source.onedio.com/

Тонкое кружево, мягкие складки, даже мелкие дефекты кожи и отдельные волоски бровей — буквально все могли передать некоторые выдающиеся скульпторы прошлого.

Среди них наиболее прославленным стал архитектор и самый востребованный скульптор своего времени Лоренцо Бернини (1598–1680 гг., Италия). Это ему приписывается изречение:

 

Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск.

Но как объяснить, что мрамор в руках гения не откалывался, а будто плавился, мягко прогибаясь и струясь? Неужели, и правда, скульптор «грел и плавил» твердый камень, заставляя его нарушать законы физики? А еще многим исследователям не дает покоя тот факт, что в статуях Бернини есть внутренние полости. Зачем они?

И мы бы и дальше мучились в догадках, если бы не вот эти строки в книге 1827 года «О важности химических исследований в кругу наук и искусств» Александра Иовского:

 

Фото с сайта  https://dlib.rsl.ru/

 

Фото с сайта https://dlib.rsl.ru/

То есть существует способ «превращения мела в мрамор». Стоит также вспомнить технологию применения современных сухих смесей.

Что если кругу избранных скульпторов прошлого была уже известна технология изготовления «жидкого мрамора»? Этим можно было бы легко объяснить и высокую скорость копирования статуй, и такую точность в деталях. Но как добиться такой точности, чтобы даже мраморное кружево было будто настоящее? Наверное, Бернини не лукавил, когда сравнил мрамор с воском. Без воска тут не обойтись.

Если мыслить логически, то скульптуры, скорее всего, действительно изготавливались из воска, со всеми подробностями, включая фактуру одежды, кружево и отдельные волоски на голове. Далее нужно было по восковой фигуре сделать форму для отливки скульптуры из мраморной массы. Некоторые исследователи считают, что для создания форм использовалась глина. Ставили статую в подобие ящика, заливали глиной. После полного затвердевания глину можно было прогреть, а воску дать из нее вытечь. Вот вам и форма, пустая и высокоточная.

1 из 3

 

Похищение Прозерпины. Скульптор — Джованни Лоренцо Бернини. Фото с сайта https://www.teggelaar.com/

Но настолько ли важно, как были сделаны эти шедевры. От выяснения истины вряд ли уменьшится наше восхищение ими. Вряд ли эти скульптуры будут иметь меньшую ценность для нас. Поэтому давайте просто любоваться!