Вирусологи в погонах. Чем в борьбе с COVID-19 помогут войска «хим-дым»?

На модерации Отложенный

Военнослужащий войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) РФ на учениях.

Военнослужащий войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) РФ на учениях

На совещании с руковод­ством штаба по борьбе с пандемией Владимир Путин напомнил, что российские военные располагают неплохим арсеналом для помощи гражданской медицине. Что он имел в виду?

В России армия издавна была первым лекарством при всякой эпидемии. В 1812 г. поражённую чумой Одессу не просто окружили войсками. Генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии Арман-Эммануэль дю Плесси Ришельё (тот самый легендарный «дюк») велел изолировать друг от друга отдельные городские кварталы, чем спас большую часть населения города.

Генералы от дизентерии

В 1830-м армия обеспечивала карантин во время эпидемии холеры, хотя холерные бунты случались и в воинских частях. В 1959–1960 гг. Советская армия перекрыла Москву при вспышке чёрной оспы. Когда в 1970-м на юге страны случилась эпидемия холеры, военные патрули доставляли в больницы и обсерваторы (места для принудительной изоляции) несознательных граждан, которые отказывались идти туда по доброй воле. Обсерваторы – пионерлагеря, пансионаты, даже суда Черноморского пароходства – в народе тут же окрестили «резервациями».

 

Но способна ли современная армия на что-то большее, нежели «держать и не пущать»?

Средство поражения – вирус

То, что для гражданских медиков представляется пандемией, для военных выглядит как последствия применения оружия массового поражения. В данном случае – бактерио­логического оружия. С ним у наших военврачей давний роман.

По иронии судьбы бактерио­логическое оружие в СССР разрабатывало формально гражданское учреждение – НПО «Биопрепарат». Среди достижений НПО – создание боевых штаммов чумы, сибирской язвы, оспы, туляремии, бруцеллёза. Защитой же от бак­оружия у нас занимался сугубо военный 48-й ЦНИИ Министерства обороны. В отличие от «Биопрепарата», тамошние сотрудники получали ордена за изготовление вакцин от всё той же чумы, сибирской язвы, туляремии, оспы и бруцеллёза. Судя по тому, что в Италии недавно засветился начальник научно-исследовательского центра биологической защиты специального назначения 48-го ЦНИИ полковник Игорь Богомолов, ордена давали не зря.

 

Война на два фронта

Прозвище «хим-дым» закрепилось за военными химиками ещё до Великой Отечественной. Сейчас они называются вой­сками радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). С самого начала эти войска создавались для того, чтобы «воевать на два фронта», обеспечивая безопасность военнослужащих и гражданского населения в случае различных техногенных аварий. Для этого в войсках РХБЗ имеются 5 бригад и 12 полков. Большинство техники слишком специфично для применения в условиях нынешней эпидемии, но кое-что сейчас как нельзя кстати.

Например, машины биологической разведки (МБР), принятые на вооружение в 2016 г. и уже успевшие поработать на Ямале во время недавней вспышки сибирской язвы. Или авторазливочные станции ­АРС-14К, которые уже сейчас применяются для обеззараживания местности. Кстати, на обработку 300–400 м городской улицы средней ширины уходит полная цистерна.

Применяться могут растворы старой доброй хлорной извести или «продвинутой» перекиси водорода.

1-я мобильная бригада РХБЗ летом 2011 г. привлекалась к борьбе с саранчой на юге России. А недавно подразделения химзащиты Южного военного округа дезинфицировали больницы, вокзалы, аэропорты и предприятия оборонно-промышленного комплекса Астраханской области и в Крыму.

Медицинский спецназ

В советские времена на одном из островов архипелага Дахлак, принадлежавшего тогда Эфиопии (теперь Эритрея), базировался пункт материально-технического обеспечения нашего ВМФ. В конце 1980-х там вспыхнула эпидемия атипичной малярии, нескольких моряков не удалось спасти. Реакция была мгновенной: из Севастополя пришло госпитальное судно Черноморского флота «Енисей» со штатным медперсоналом и специалистами 637-го Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Врачи лечили не только граждан СССР, но и эфиопов. Эпидемию на острове подавили в зародыше.

 

Помимо таких центров, которые до сих пор есть на каждом флоте, в каждом военном округе действуют медицин­ские отряды специального назначения (МОСН). Они предназначены для развёртывания в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. В каждом работает по 160 врачей и санитаров, способных за сутки принять до 500 пациентов. В обычной ситуации МОСН готов убыть в любую часть света через 3–6 часов после получения приказа. Медицинские спецотряды (кстати, ноу-хау современной Росийской армии) из разных военных округов неоднократно выезжали в Сирию, а один оказывал медицинскую помощь в Индонезии после цунами 2004 г.

Наконец, в каждой общевойсковой или танковой армии есть медицинская бригада, а в ней – отдельный санитарно-эпидемиологический отряд (ОСЭО). Пропускная способность ОСЭО летом – 95 человек в час и 48 – зимой.

И строители тоже

Врачи при погонах всегда остаются врачами, чьё основное предназначение – лечить людей. В условиях пандемии – лечить очень много людей. С марта военные медики развернули в 32 госпиталях 5 тыс. инфекционных коек.

 

 

19 марта на территории госпиталей Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов началось строительство 16 инфекционных центров, которые при необходимости смогут принимать и военных, и гражданских. «До 30 апреля, – приказал министр обороны Сергей Шойгу, – ввести 8 центров: Одинцово, Подольск, Нижний Новгород, Волгоград, Новосибирск, Оренбург, Улан-Удэ, Уссурийск». Оставшиеся мед­учреждения будут построены до 15 мая в Ленинградской области, Смоленске, Калинин­граде, Ростове-на-Дону, Севастополе и Омске. Общая ёмкость центров – 1,6 тыс. койко-мест. Работы ведёт военно-строительный комплекс Минобороны при участии инженерных и железнодорожных войск.

 

В других странах военные тоже помогают гражданской медицине. Народно-освободительная армия Китая направила на передовую 4 тыс. военных медиков. Вооружённые силы США, которые сами здорово пострадали от эпидемии, выделили гражданским два громадных госпитальных судна. Во многих странах (в России пока до этого не дошло) армия привлекается к выполнению полицейских функций. Немецкий бундесвер отметился разгоном подпольных вечеринок под названием корона-пати. Итальянская армия прославилась на весь мир грузовиками, вывозящими гробы. Война с пандемией продолжается, линия фронта нестабильна.