Коронавирус толкает Россию в новую демографическую яму

На модерации Отложенный

На фоне негативных последствий пандемии никакого беби-бума в России не предвидится – наоборот, страну ждет новый провал по числу рождений, глубина которого будет зависеть от длительности и тяжести кризиса. Об этом предупреждают демографы из Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Опыт предыдущих эпидемий показывает, что после них наступает «пауза в беременностях»: число рождений сокращается на 15–25% от среднего ежемесячного показателя. Есть надежда, что такой провал окажется временным, но скорость его преодоления зависит от многих факторов, в том числе экономических.

В течение 2017–2019 годов в России фиксировалась сложная демографическая ситуация, «вызванная естественной убылью населения, которая не компенсировалась миграционным притоком». Об этом свидетельствуют данные Росстата, обзор которых обнародовали в понедельник аналитики РИА Новости. В 2019 году численность родившихся в РФ была на 12% ниже, чем в 2017-м, уточнили они.

Как сообщили в Аналитическом центре международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в 2019 году «естественная убыль населения РФ (превышение числа умерших над числом родившихся. – «НГ») стала рекордной за последние 11 лет».

«В России естественная убыль населения в 2019 году перевалила за 316 тыс. человек. Это рекордный показатель с 2008 года, когда смертность превысила рождаемость на 362 тыс. человек, – пояснили исследователи. – Практически на всем протяжении данного 11-летнего периода в России из года в год рождалось меньше людей, чем умирало. Естественный прирост был отмечен лишь в 2013–2015 годах (следует учитывать, что с 2013 года в состав населения России включили жителей Крыма и Севастополя)». С 2015-го после трехлетнего естественного прироста вновь начался спад, при этом разница между родившимися и умершими с каждым годом увеличивалась.

Ранее новый глава Минтруда Антон Котяков назвал две главные социальные проблемы России, требующие немедленного решения. «В первую очередь это бедность – у нас… высокий уровень бедности, который нужно на сегодняшний день ставить во главу угла всех основных наших направлений деятельности, – пояснил министр. – И конечно же, это рождаемость». По словам Котякова, коэффициент рождаемости в РФ снижается «значительными темпами, и это то, над чем нужно работать совместно».

Теперь обе эти проблемы усугубляются из-за последствий пандемии. «Текущий социально-эпидемиологический кризис, вызванный пандемией коронавируса, окажет преимущественно негативное влияние на репродуктивное поведение населения за счет социального стресса (психологическая подавленность, вызванная большим количеством смертей; негативные экономические ожидания) и сопутствующего экономического кризиса (потери в доходах домохозяйства; вероятные потери на рынке труда)», – сообщили аналитики РАНХиГС в мониторинге демографической ситуации.

К пессимистическим прогнозам относительно рождаемости приходят и международные эксперты, изучившие последствия эпидемий SARS (тяжелого острого респираторного синдрома) в 2002 году, Зики в 2015-м, Эболы в 2016-м и первые результаты от распространения новой коронавирусной инфекции.

«Краткосрочные последствия эпидемий выражаются в провале рождений ровно через девять месяцев (на 15–25% от среднего ежемесячного числа), представляя собой «паузу в беременностях», – сообщается в мониторинге. – Уже запланированные беременности частично отодвигаются на некоторое время».

В России провал «можно ожидать в период с декабря 2020 года минимум по февраль 2021 года», уточнили в РАНХиГС. «На величину провала окажут влияние масштабы распространения заболевания, особенно общее число летальных случаев, высококоррелирующее с показателями рождаемости через девять месяцев после их наблюдения, – пояснили исследователи. – В дальнейшем падение числа рождений, как правило, наверстывается».

Но случится ли это «наверстывание», каким оно будет – все это зависит от иных последствий пандемии, прежде всего экономических, добавляют авторы мониторинга.

Так что никакого беби-бума в России не ожидается, более того, его не ожидалось и до коронавируса.

«По среднему прогнозу Росстата, наблюдающееся в настоящее время сокращение рождаемости продолжится вплоть до 2025 года», – пояснила «НГ» старший научный сотрудник лаборатории исследований демографии РАНХиГС Рамиля Хасанова.

«На протяжении этого года будут рождаться дети, зачатые до конца марта 2020-го, то есть в основном до пандемии», – сообщил «НГ» директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский.

По словам эксперта, можно предположить некоторое снижение числа абортов: «Так как прерывание беременностей, возникших в месяцы, предшествующие марту-апрелю, неизбежно должно быть затруднено в обстановке карантина, повышенной нагрузки на медучреждения».

«Это может привести к некоторому повышению рождаемости за счет рождения нежеланных детей, – отметил Вишневский. – Но так как число абортов у нас, к счастью, уже далеко не так велико, как это было 30 лет назад, а значительная часть беременностей, которые не будут реализованы в 2020 году, уже была прервана до возникновения нынешней эпидемической ситуации, то влияние и этого фактора не может быть существенным».

«Одним словом, на итогах рождаемости 2020 года пандемия существенно не скажется. И конечно, ни о каком беби-буме не может быть и речи», – считает Вишневский. Однако, по его словам, «на итогах 2021 года нынешняя ситуация скажется наверняка». Но предсказать точные масштабы изменений он пока не берется: «Слишком много неопределенности с пандемией – как долго продлится, когда закончится, как будет происходить выход из нее, какими будут экономические последствия».

Некоторые эксперты отмечают, что новым демографическим фактором для исследований станут вовсе не «карантинные» выходные и коронавирус, а продление программы материнского капитала и включение в нее семей с первенцами.

«Прошлый опыт показывает, что рождаемость начала расти летом 2007 года, спустя девять месяцев после анонсирования программы федерального материнского капитала. Второй раз – в 2012 году, когда стали действовать региональные материнские капиталы. Рост рождаемости составил 20–25% за первые 10 лет реформы. Доля рождений вторых и третьих детей выросла почти в два раза», – сообщила «НГ» профессор кафедры статистики МИРЭА Татьяна Бурцева. Однако теперь речь идет о женщинах, которые впервые собираются стать матерями, а их число сокращается. «Оно было максимальным в 2010–2011 годах – 17,5 млн. К концу 2020-х годов останется примерно 11 млн – сокращение на 35–40%», – сказала Бурцева.

В то же время, как замечает завлабораторией Российского экономического университета им. Плеханова Елена Егорова, новые меры государственной поддержки семей могли бы замедлить демографический спад, но помешал вирус.

Теперь многое будет зависеть от срока самоизоляции и стабилизации экономической ситуации. «Затяжной карантин даст большее снижение уровня и качества жизни, а следовательно, семьи будут задумываться, как «поднять» уже имеющихся детей, подразумевая под этим не только питание, но и дополнительное образование, отдых, поддержание здоровья», – сообщила Егорова. Худший вариант развития событий – это «снижение рождаемости из-за потери работы, снижения уровня жизни, а также из-за перегруженности системы здравоохранения, переориентированной на лечение заболевших коронавирусом».

При позитивном развитии событий, если карантин продлится недолго, а затем удастся быстро выправить экономическую ситуацию и вернуться к «довирусной» жизни, хотелось бы надеяться, что новые меры поддержки семей дадут свои результаты, добавила эксперт.

Хотя при этом Егорова напомнила, что, как это уже было в истории России в кризисные годы, какая-то часть семей может воспринимать рождение ребенка как материальную и психологическую помощь. Ведь это и социальные пособия, и сохранение работы, и семейные ценности. И тогда возможен локальный – вовсе не массовый – всплеск числа рождений.