Почему некоторые иконы называют «таблетками»?

На модерации Отложенный

"Таблеткой" называют небольшую двустороннюю икону на холсте. Самые ранние «таблетки», дошедшие до нас, относятся к XV веку. Предполагается, что такие изображения художники возили с собой в качестве образцов своего творчества (своеобразное средневековое «портфолио»). В русских храмах такие иконы могли помещать на аналоях. Размер «таблетки» небольшой — примерно 20 на 25 сантиметров. Икону рисовали на двух отдельных холстах, которые потом склеивали вместе, прокладывая между ними лист бумаги. Холсты покрывали левкасом, что увеличивало их толщину и обеспечивало их лучшую сохранность. Икона писалась уже по левкасу.

"Левкас» (λευκός)— слово греческое, обозначающее «белый», «светлый». Если перевести древнее название столицы Кипра — Лефкасия — буквально, то получится «белый город».

Вообще, левкас — это белый грунт (мел с клеем, замешенный на льняном масле), которым иконописцы покрывали доску, перед тем как начать писать икону. Левкас позволяет краске и прежде всего золоту, которое используют для фона, крепко держаться на доске. Для написания икон используются деревянные доски из липы, кипариса, лиственницы. У самого дерева есть структура, она непременно будет просвечивать через краску. Чтобы избежать ненужных и лишних деталей, заполнить поры между волокнами дерева и структурой пáволоки (ткани, которую наклеивают на лицевую поверхность), иконописцы тщательно левкасят доску, нанося до десяти и более слоев грунта. Несмотря на название, левкас не всегда белый. Он бывает коричневым, охристым. Правда, цветной левкас — это все-таки западная традиция.
Отполированный до блеска белый грунт, на который накладывают полупрозрачные краски, едва уловимо про­свечивает сквозь красочный слой, создавая эффект свечения.