Денег нет, держаться больше не за что

На модерации Отложенный

Насколько еще хватит россиян, чтобы сидеть в самоизоляции? Это зависит как от психологического самочувствия, и здесь, по оценкам экспертов осталось запаса месяца на два-три, так и от действий отдельных людей, которые могут провоцировать беспорядки, и такие люди уже есть. Но больше всего — от наличия денежных средств на такое существование.

У экономистов закрались подозрения, что именно эта, последняя и самая значимая составляющая более-менее спокойного прохождения периода самоизоляции, скоро может закончиться. Денежные запасы россиян уже могут подходить к концу.

Экономисты заметили, что за март 2020 года количество наличных денег в обращении увеличилось на 719 млрд рублей — с 10,4 трлн рублей до 11,2 трлн рублей. Одно из предположений — это последствие заявления Владимира Путина о введения нового налога на процентные доходы по вкладам и ценным бумагам на сумму свыше 1 млн рублей. Другая предполагаемая причина массового обналичивания — все это обращения россиян за своими накоплениями в период, когда других денежных ресурсов у них просто нет.

И велика вероятность, что к правде ближе именно второе предположение, и россияне действительно снимали на жизнь последние деньги. По крайней мере, у них было для этого множество причин.

По данным опросов, проведенных Центром стратегических разработок (ЦСР), еще до 1 апреля около 30% компаний отправили сотрудников — частично или полностью — в неоплачиваемый отпуск. Почти половина респондентов перевели сотрудников на неполный рабочий день, сократив зарплаты. О том, что часть предпринимателей действительно были вынуждены пойти на такие меры, свидетельствуют и заявления самих бизнесменов. Также, по данным ЦСР, свыше 20% компаний просто сократили зарплаты сотрудникам, не уменьшая их занятость.

Больше всего шансов на сокращение доходов было у тех, кто работает не в бюджетной сфере: по оценке правительства, в России велика доля именно серых зарплат. На них, по данным на 2019 год, приходилось порядка 10 трлн рублей. Это те выплаты, которые работодатели могут сейчас урезать без объяснения причины и страха наказания. Учитывая, что по данным Росстата на 2019 год, общие расходы на оплату труда наемных работников составили порядка 36 трлн рублей, то, получается, доходы работающих граждан уже могли сократиться более, чем на треть. А если взять в расчет, что бюджетникам зарплаты не сокращали, выходит, доходы остальных граждан пострадали еще сильнее.

К этому можно добавить, что, по заявлению президента для интервью ТАСС, примерно 30% россиян имеют доходы ниже 17 тысяч рублей. А также статистику Росстата, согласно которой больше половины многодетных семей бедствуют.

Если посмотреть с другой стороны, на расходы населения, то тоже складывается впечатление, что россияне накопить деньги на случай кризиса просто не могли.

По предварительным данным из доклада Росстата «О социально-экономическом положении России», среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций составила 47,5 тыс. рублей, это 41,3 тыс. рублей за вычетом 13% налога. Одновременно, по данным на август, расходы среднестатистической российской семьи составили 70,1 тыс. рублей.

В таком случае среднестатистическая семья с двумя зарабатывающими людьми могла бы в месяц откладывать по 12 тыс. рублей и таким образом за год накопить запас на два месяца жизни.

Тем временем один месяц самоизоляции уже завершен.

Тут, конечно, можно сказать, что россияне могли на время самоизоляции сократить свои расходы.

Но когда группа депутатов Госдумы оценивала стоимость честной потребительской корзины, они подсчитали, что в среднем жителю России необходимо порядка 31,1 тыс. рублей в месяц, чтобы просто обеспечить себе более-менее нормальные условия жизни. То есть, для среднестатистической семьи из трех человек для нормальной жизни необходимо даже больше, чем среднестатистическая семья зарабатывает.

И так, и этак получается, что деньги у россиян заканчиваются.

— Новый налог начнет действовать с 2021 года, у богатых сейчас нет необходимости срочно бежать и спасать накопления. Поэтому, конечно, по большей части те обналиченные деньги — это то, что люди снимали на жизнь, — полагает независимый аналитик по вопросам экономики Дмитрий Адамидов. — Насколько хватит запасов россиян, хорошо показывают результаты опроса, проведенного по заказу СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». По результатам опросов, у 63% россиян накоплений нет вообще. Либо есть и депозиты, и кредиты, но депозиты меньше кредитов. Поэтому, я думаю, что месяц-полтора еще как-то продержимся, а дальше уже встает серьезный вопрос. У россиян нет накоплений, которые могли бы позволить пережить полгода или даже квартал. Поэтому, я думаю, пора заканчивать с самоизоляцией, иначе мы можем получить более тяжелые социальные последствия, чем тем медицинские, которые могут быть.

Однако по мнению другого экономиста, благодаря мерам поддержки населения, включая помощь предпринимателям в выплате зарплаты и взятые на себя государством обязательства по выплате ежемесячного дохода безработным, запас прочности у россиян еще есть, и его может хватить надолго.

— Теоретически люди жить так могут долго. Если они получают какие-то средства, хотя бы прожиточный минимум, то продолжительность существования в таком режиме будет зависеть от того, насколько каждое отдельно взятое домохозяйство закредитовано, сколько людей имеют доходы, сколько людей на иждивении, — обращает внимание доцент РЭУ им. Плеханова, экономист Владимир Колмаков. — У нас и до кризиса многие люди получали не так много, даже работая. В нашей стране существует большая прослойка так называемых «работающих бедных» — это люди, которые работают, но при этом получают очень небольшое вознаграждение за свой труд. Поэтому существовать в таком режиме люди могут достаточно долго. Правда, при условии, что цены не вырастут.

Напомним, буквально на днях розничные сети предупреждали о грядущем росте цен.

Что касается закредитованности, то по данным финансовых аналитиков, еще в сентябре 2019 года уровень долговой нагрузки побил рекорды, поставленные в начале 2014 года. На 1 сентября банковские кредиты имели 54% занятого населения России. Это 39,5 миллиона человек. Собственно говоря, о борьбе с закредитованностью населения банки вели разговор весь конец прошлого года.

Однако, по мнению экономиста Владимира Колмакова, по большей части люди пошли снимать свои сбережения из соображения подготовки к режиму самоизоляции, просто чтобы иметь при себе наличные деньги.

— Надо понимать, что Москва в режим самоизоляции перешла уже в марте, и люди пошли снимать деньги, руководствуюсь своим же прошлым оптом, — полагает Владимир Колмаков. — Наличные деньги можно при себе держать хотя бы с точки зрения морального спокойствия. Особенно учитывая степень, говоря по-русски, «дырявости» некоторых банков, активизации мошенников, возможных перебоев системы.