Грандиозная эпидемиологическая лотерея

На модерации Отложенный

 В наше сложное, коронованно-вирусное время, особенно явным анахронизмом выглядит древнейший в мире институт, который практически не изменился со дня появления на свет. Он обзавелся хорошими машинами, смартфонами – но ментально все еще находится в глубоком средневековье. Организованные религии и примкнувшая к ним агрессивная паства и раньше выглядели не очень адекватно, но сейчас, на фоне стремительного научно-технического прогресса, когда между религиозностью и атеизмом расстояние в 2-3 логических вопроса на которые ни у кого нет ответа, массовая религия переживает тяжелые времена.

Нет, ответ он есть, удобный для самих священнослужителей: вера это не про логику, просто нужно верить. Согласитесь, весьма простая постановка вопроса – не надо задавать никаких вопросов, просто доверься нам, и все будет прекрасно. Но я не про это, оставим философские аспекты веры. Я лишь про то, что если в мирное время беготня с церковными ритуалами была более или менее проблемой самих верующих, и Невзорова, то сейчас, ситуация изменилась – в эпоху корона-кризиса верующие, уверенные в том что им ничто не угрожает и они за щитом Господним, становятся угрозой не только для самих себя, но и для всех остальных.

Правоверные по всему миру пытаются обойти запреты вводимые государствами, воюют с полицией, тайком посещают храмы, потом заболевают, разнося заразу по всему Свету. А ответ всегда один – «На все воля Господа».

Это было бы замечательно, если б они своею верою не передавали вирус всем остальным, не занимали бы драгоценные койки в больницах, которые сейчас на вес золота. А то как-то нечестно получается – воля-то Божия, но случись что – больницы и аппараты искусственного дыхания вполне земные. Вот лечись они в случае заболевания святой водой, причащением, шаманскими ритуалами и беготней вокруг костра в набедренной повязке – тогда другое дело. Но нет – вера верой, а лечение – лечением.

 

Наши верующие товарищи почему-то забывают, что Бог наделил человека разумом и способностью мыслить, и время от времени надо бы этот дар использовать. И уроки истории. В средние века, например, когда время от времени Европу накрывали смертоносные эпидемии, народ массово бежал в церкви в поисках спасения. Понятное дело, что в храмах он находил лишь быстрый рост заболеваемости и увеличение смертности в разы. Как и сейчас, в разгар коронавирусной эпидемии есть несколько подтвержденных случаев резкого роста уровня заболеваемости по причине неадекватного поведения верующих. В Иране, именно после религиозных праздников началась вспышка эпидемии, которую не могут остановить до сих пор. Известно, что правительство Ирана запретило все публичные ритуалы, и как полагается в тоталитарной стране, могло бы рассчитывать на то, что все указания будут выполнены. Но как известно, фанатичных верующих во всем мире вне зависимости от конфессии, характеризует то, что они считают себя выше закона. Мирского закона. И колонны автомобилей выстроились в гигантские дорожные пробки – народ поехал в регионы отмечать религиозные праздники, вопреки здравому смыслу, ради ритуалов, которые еще никого не спасли от вируса, зато загубили уже наверняка немало. Заболеваемость резко выросла и не спадает до сих пор.

 

 

В Турции было примерно так же. Вялое течение эпидемии было нарушено паломниками, которые принесли с собой заразу в большие города. Говорят, и в Италии одним из факторов способствовавших росту заболеваемости были повышенная религиозность местных верующих, которые даже в разгар эпидемии не смогли отказаться от привычки ходить в храм. В Израиле, после массового скопления в один из религиозных праздников резко выросло число заболеваний коронавирусом. С того дня толпы хасидов рвутся к храмам, и вступают в конфликты с полицией, которая их довольно жестко разгоняет. «Наш бог нас бережет» говорят они все, на всех континентах и во всех странах. Только потом, почему-то, попадают в клиники.

 

Во всей Европе и Америке закрыты церкви, но из разных стран, время от времени, приходят одинаковые сообщения, прямо как под копирку. Религиозные фанатики «штурмуют» храмы, их штрафуют, они собираются в храмах нелегально, а одного греческого священника застукали даже в момент, когда он из под полы причащал паству. Кстати, в более северных странах вроде Германии, Голландии или Швеции, уровень религиозности значительно ниже и граничит с повальным атеизмом. Может быть поэтому там эпидемия проходит намного мягче, чем в Италии? Возможно.

 

Весь православный мир завтра ожидает своего главного праздника, а с некоторых пор – возможно и главной головной боли – Пасхи. В большинстве стран вроде бы церкви закрыты, богослужение идет без паствы, но это только официально. Как поведут себя примерно 200 миллионов верующих в реальной ситуации никто не знает. Хватит ли им сознательности остаться дома, или они все же постараются всеми правдами и неправдами попасть на литургию – сегодня точно вам не скажет никто.

Отдельной строкой в во всем этом театре абсурда идет Грузия, где православная церковь – единственная в мире – не стала вообще ничего менять, сохранив все ритуалы, введя лишь дистанцирование в храмах. При этом совершенно бессмысленное: паства держит дистанцию, но причащается общей ложкой. На Пасху, похоже, именно Грузия проведет самую грандиозную эпидемиологическую лотерею – будет вспышка инфекции благодаря богослужению или все же обойдется? Это ведь кому как выпадет.

 

 

 

В России с этим дела обстоят несколько получше, но непонятно – четкой и однозначной позиции по этому поводу нет. Храмы Санкт-Петербурга, например, закрылись для прихожан одними из самых первых. В некоторых церквях служба прекратилась, а в некоторых идет на полноценном уровне, и кого окажется больше в данный конкретный момент, неясно.

 

А аккурат после православной Пасхи человечество ждет еще одно тяжкое религиозное испытание – священный для мусульман великий пост Рамадан. Не факт, что исламские страны справятся со своими верующими лучше, чем справились иранцы и турки. Но хочется все же пожелать всем боголюбивым и здоровья и благоразумия, и удачи наконец. Ведь религия даёт человеку идеал. Человеку нужен идеал – но идеал человеческий, соответствующий его природе и разуму, мудрый, а не сверхъестественный и беспечный.