Трагедия подводной лодки «Комсомолец»
22 года назад, 7 апреля 1989 года погибла “Золотая рыбка” - подводная лодка К-278 “Комсомолец”. Вместе с кораблем погибли 23 члена экипажа, утонули или умерли от переохлаждения еще 19 подводников. Оперативно организовать спасение экипажа, как всегда, не удалось, от предложений о помощи от ВМС Норвегии наше командование отказалось…
В 60-ые годы в СКБ “Рубин” начались работы над проектом уникальной подводной лодки со сверхпрочным титановым корпусом, рассчитанным на рекордную глубину погружения в 1000 метров. Эта лодка была опытным кораблем для изучения целого комплекса научно-технических и океанологических проблем, которые могли бы возникнуть при создании перспективных боевых и транспортных подводных лодок. Но как корабль ВМФ она предназначалась для действий против подводных лодок противника и должна была иметь на вооружении шесть 533-мм торпедных аппаратов.
Корпус лодки заложили 22 апреля 1978 года на Северном машиностроительном предприятии, потребовалось решить огромное количество принципиально новых технических и технологических проблем, что сказалось на увеличении сроков и стоимости строительства. В 1983 году лодка 685-го проекта “Плавник”, прозванная моряками “золотой рыбкой”, была принята в опытную эксплуатацию в составе ВМФ под номером “К-278”. 5 августа 1984 года она успешно достигла проектной глубины погружения 1000 метров. В тоже время, в ходе комплексных испытаний лодки были выявлены “отдельные конструктивные недоработки”. Несмотря на это, совместным решением командования ВМФ и Минсудпрома в 1986 году “К-278” была введена в боевой состав Северного флота с устранением выявленных “недоработок” при очередном плановом ремонте, проводимом через 8-10 лет. Но прошло менее трех лет…
В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка, возвращаясь из автономного плавания, находилась на глубине 157 метров в 180 км к юго-западу от острова Медвежий, в 7-м отсеке взрывообразно возник объемный пожар. Лодка потеряла ход, после чего автоматическая защита заглушила ядерный реактор. Командир “К-278” капитан I ранга Е.А. Ванин приказал всплывать, и через 11 минут после начала пожара лодка поднялась на поверхность. За это время из-за разгерметизации переборки пламя проникло в 6-й отсек. Затем огненный взрыв произошел в 5-м отсеке. Появились первые погибшие моряки. Ядовитый дым стал проникать в другие отсеки.
В 11 часов 45 минут Ванин передает кодированные сигналы аварии на базу. В 12 часов 43 минуты по тревоге в воздух поднялся самолет “ИЛ-38”, который через 2 часа обнаружил дымящуюся “К-278”. Команда лодки героически боролась за спасение своего корабля. Им удалось провентилировать первые четыре отсека лодки, но, несмотря на герметизацию 6-го отсека и использования связывающей кислород лодочной объемной химической системы пожаротушения (ЛОХ), в 6-м и 7-м отсеках продолжало бушевать пламя. Постепенно стал появляться небольшой дифферент на корму, но командный состав лодки считал, что угрозы затопления нет, и с приходом спасательных кораблей ее можно будет отбуксировать в базу.
После 16 часов пожар в седьмом отсеке усилился, а дифферент на корму начал заметно увеличиваться. В 16 часов 35 минут Ванин сообщил на командный пункт Северного флота о необходимости эвакуировать личный состав “К-278”. В 17 часов с лодки спустили два 20-местных спасательных плотика, в которые стали переходить моряки.
В 17 часов 08 минут с дифферентом в 80° на корму лодка ушла под воду в точке с координатами 73° 40’ с.ш., 13° 30’ в.д. Уже на большой глубине командир лодки и еще четверо моряков попытались спастись в специальной всплывающей спасательной камере “ВСК”. Трое из них задохнулись в камере от угарного газа, который при повышенном давлении убивает в считанные секунды. На поверхности моря из-за большой скорости подъема и перепада давления верхний люк камеры выбило и через несколько секунд, набрав воды, ВСК ушла на дно. Спасся только мичман В.Ф. Слюсаренко.
Больше часа находились покинувшие лодку моряки в студеных водах Норвежского моря.
Только в 18 часов 20 минут к месту трагедии подошла рыболовная плавбаза “Алексей Хлобыстов”, которая подняла на борт 30 подводников. Трое из них умерли от переохлаждения по пути в Североморск.
За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воин-ского долга все 69 членов экипажа “К-278”, за полгода до трагедии получившей имя “Комсомолец”, были награждены орденами Красного Знамени. 42 из них - посмертно.
“К-278” легла на грунт на ровном киле на глубине 1655 м. В последующие годы лодка и район аварии были обследованы глубоководными обитаемыми аппаратами “Мир-1” и “Мир-2”. В ходе погружений было установлено, что носовая часть лодки имеет повреждения, но ядерный реактор заглушен, а находившиеся на борту лодки две торпеды с ядерной боевой частью не взведены. С помощью аппаратов “Мир” были проведены дополнительные меры по герметизации носовой части лодки. Поэтому радиационный фон вокруг лодки пока остается в пределах нормы.
В августе 1993 года была предпринята попытка поднять 27-тонную спасательную камеру, но в ходе подъема произошел обрыв троса, и она снова опустилась на дно.
Наиболее вероятной причиной возникновения пожара в 7-м отсеке считается самовозгорание заспиртованного хлеба или промасленной ветоши из-за повышенного содержания кислорода в атмосфере отсека. Согласно свидетельским показаниям, накануне прибор газового анализа воздуха, которым измерялся кислород, был сдан для ремонта. В отсеке содержание кислорода не контролировалось по причине неисправности автоматического датчика кислорода со времени испытаний и отсутствия переносного прибора контроля газового состава воздуха по кислороду, сданного на ремонт. Наиболее вероятной причиной быстрого затопления подводной лодки считается поступление больших масс воды через бортовые клапана вентиляции кормового кольца, оставленных в промежуточном состоянии. Вследствие стравливания воздуха из кормовых балластных цистерн, осадка корабля уменьшилась, действующая ватерлиния достигла приоткрытых вторых запоров бортовых клапанов вентиляции. Поскольку в тот момент в задымленном отсеке никого не было, своевременно затопление отсека обнаружить и предотвратить не удалось, что и привело к катастрофическим последствиям. Но это одна из версий. Как обычно, все пытались свались вину с себя на кого-то другого. Командование обвинило конструкторов в серьёзных просчётах, конструкторы, в свою очередь, говорили, что экипаж действовал безграмотно и допустил серьёзные ошибки. Так или иначе, причина гибели “Комсомольца” до сих пор не известна и вряд ли будет уже установлена когда-либо.
«...За минувшие годы о трагедии «Комсомольца» написан добрый десяток книг и монографий. Одна из книг принадлежит перу заместителя главного конструктора атомной подводной лодки «Комсомолец» Д. А. Романову. Ее главный тезис: трагедия близ острова Медвежий произошла из-за катастрофического разрыва между уровнем технической оснащенности современных подводных лодок и уровнем профессиональной подготовки подводников. У адмиралитета ВМФ иная точка зрения: слишком часто военные моряки были заложниками военно-промышленного комплекса СССР, слишком часто корабли, официально сданные флоту, доделывались, дорабатывались по ходу службы - уже в морях, в походах. В конструкции подводной лодки К-278 обнаружился ряд роковых просчетов, которые и послужили скорейшему развитию трагической развязки. Истина, как всегда, обнаруживается между крайними суждениями. Правы обе спорящие стороны, и сегодня уже не так важно, в чью сторону и насколько больше будет сдвинут флажок истины. Сегодня важнее помнить завет командира фрегата «Диана» капитана 1 ранга Василия Головнина: «Ежели мореходец, находясь на службе, претерпевает кораблекрушение и погибает, то он умирает за Отечество, обороняясь против стихий, и имеет полное право наравне с убиенными воинами на соболезнование и почтение его памяти от соотчичей. Николай Черкашин, писатель-маринист».
(по материалам публикаций сайтов http://1trans.net, tonnel.ru, submarine.id.ru, podlodka.su blog.kp.ru и др.)
Комментарии