«Идлибские грабли»: Турция срывает разблокирование трассы М4
На модерации
Отложенный
13-14 апреля 2020 г. армия Турции безуспешно попыталась разблокировать от радикальных исламистов из «Хайят Тахрир аш-Шам» стратегическую трассу М4 на исполнение Московского протокола от 5 марта 2020 г. о создании 12-километрового коридора безопасности вдоль автомагистрали и организации российско-турецкого патрулирования неподконтрольной Дамаску части автострады: военная полиция разогнала перекрывших трассу боевиков-исламистов, которые открыли огонь из автоматического оружия по турецким военнослужащим, однако уже 16 апреля 2020 г.
члены террористической группировки повторно перекрыли трассу на другом участке.
Попытка турецких военных разблокировать 13-14 апреля 2020 г. участок трассы М-4 в районе Нейраба фактически закончилась провалом: как сообщает 16 апреля 2020 г. портал «Военный обозреватель», боевики исламистского альянса «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) и их сторонники отошли западнее примерно на километр и снова перекрыли трассу, устроив новый пикет «протеста».
Теперь «протестующие» расположились западнее поселка Нейраб, но, по сути, это ничего не изменило: дорога осталась заблокированной.
15 апреля 2020 г. прошло очередное (4-е) формальное патрулирование трассы М4 российскими и турецкими военными. Четвертый совместный патруль дальше третьего не продвинулся из соображений безопасности. Ехать через окраину Нейраба турецкое командование не рекомендовало, напоминается в публикации.
Фактически патрулирование так и не налажено, что поднимает вопросы об альтернативных вариантах решения проблемы. В сирийских проправительственных аккаунтах соцсетей появились сообщения о том, что российские военные обсуждают с турецкими коллегами возможность относительно мирного вытеснения боевиков ХТШ из района южнее М4. Проблема заключается в том, что джихадистов здесь большинство и договориться с ними вряд ли удастся, отмечает издание.
Как сообщал «Военный обозреватель», 13 апреля 2020 г. подразделения турецкой военной полиции впервые смогли разблокировать участок стратегической трассы М-4 Латакия-Алеппо: полицейские разогнали перекрывших трассу исламистов, задержав при этом наиболее активных «протестующих».
К жестким мерам турецкие военные перешли после того как при попытке разблокировать участок трассы М4 у поселка Нейраб по ним со стороны «протестующих» был открыт огонь из автоматического оружия. Никто из военнослужащих не пострадал, но стрельба дала повод разогнать исламистов.
Командование ХТШ не пошло против турецкой армии и «сделало выговор» открывшим огонь боевикам. Все задержанные турками тоже оказались боевиками этого же альянса, часть их была передана своим полевым командирам в тот же день.
В то же время представители террористической группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» из состава руководства альянса ХТШ призвали своих боевиков идти в гражданской одежде и без оружия перекрывать другие участки трассы М4.
К настоящему моменту участок М-4 от Серакиба до Арихи свободен для движения. Трасса перекрыта «протестующими» еще в двух местах в районе Арихи, кроме того исламисты готовы перекрыть ее ближе к Джиср аш-Шугуру.
«Хайят Тахрир аш-Шам» не препятствовало движению турецких военных по М4, но направило своих боевиков, чтобы заблокировать дорогу для движения совместных российско-турецких патрулей. Как теперь сложится ситуация пока неясно, но теоретически патрулирование сейчас возможно до Арихи, констатирует «Военный обозреватель».
Как известно, 15 марта 2020 г. первое совместное российско-турецкое патрулирование неподконтрольного Дамаску участка трассы М4 было сокращено из-за провокаций боевиков: совместный патруль проследовал от подконтрольного сирийскому правительству города Серакиб к подконтрольному протурецкой группировке «Национальный фронт освобождения» поселку Нейраб, после чего вернулся обратно.
Решение о сокращении маршрута патрулирования было принято после получения информации о блокировании сторонниками террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» в городе Ариха движущихся в его сторону турецких танков и подготовке радикальными исламистами вооруженных провокаций против российских военных с использованием в качестве «живого щита» женщин и детей.
При этом в Минобороны России подчеркнули, что после данного инцидента турецким военнослужащим было «предоставлено дополнительное время для принятия мер по нейтрализации террористических группировок и обеспечения безопасности совместного патрулирования трассы М4».
Вместе с тем, как показали дальнейшие события, турецкие военные не смогли или же не захотели полностью разблокировать неподконтрольный Дамаску участок автомагистрали М4 в Идлибской зоне деэскалации, обеспечив полноценное совместное патрулирование стратегической трассы с российскими военными.
Такая позиция свидетельствует о нежелании военно-политического руководства Турции идти на прямую конфронтацию с полностью или частично подконтрольными вооруженными группировками, выступающими против реализации Московского протокола, несмотря на принятые международные обязательства, в рамках которых Анкара должна не останавливаться перед применением силы против «непримиримых» боевиков.
В противном же случае столь очевидные «прыжки на граблях» турецких властей, которые с момента подписания 17 сентября 2018 г. Сочинского меморандума по стабилизации ситуации в Идлибе оказались неспособными создать условия для начала переговоров между центральной властью и вооруженной оппозицией по политическому урегулированию ситуации в провинции путем размежевания террористов из «Хайят Тахрир аш-Шам» и боевиков из «Национального фронта освобождения» и последующего разоружения подконтрольных вооруженных группировок, вполне даже могут закончиться выполнением этих обязательств Дамаском.
Комментарии