Царь считал себя профессиональным солдатом своей империи

На модерации Отложенный

Николай II в форме пехотинца на балконе старого Ливадийского дворца, осень 1909 г.


«Царь считал себя профессиональным солдатом своей империи. В этом отношении он не шел ни на какие компромиссы: его долгом было делать то, что приходится делать каждому солдату.» - А.А. Мосолов, «При дворе последнего царя. Воспоминания начальника дворцовой канцелярии».

Тот же Мосолов описал марш-бросок царя в солдатской форме следующим образом: «Военное министерство занималось разработкой новой формы и снаряжения для пехотинцев.

<..> При обсуждении нововведений, предложенных министерством, царь нашел наилучший способ их проверки. <..> Во дворец доставили полный комплект снаряжения из полка, расквартированного около Ливадии. Скидок для царя не было; он оказался в равном положении с любым рекрутом, одетым в гимнастерку, солдатские штаны и шинель, с винтовкой и подсумком с патронами. Царь взял полагающийся по норме паек хлеба и воды. Снаряженный таким образом, он в одиночку совершил 40-километровый марш-бросок по выбранному им самим маршруту и вернулся во дворец.

Сорок километров – полный дневной войсковой переход. Царь вернулся в сумерках, проведя в пути восемь или девять часов, включая сюда время для отдыха. Тщательный осмотр показал, что на его теле нет ни мозолей, ни потертостей. Сапоги не натерли ног. На следующий день реформа была одобрена государем.”

Любопытно, что в дневнике у самого царя другие данные на сей счет:
«24-го октября 1909 г.. Утром надел рубашку стрелка 16-го Стр. полка и полное походное снаряжение и отправился по Ливадии и Орианде. Вернулся чрез час и сорок минут довольный испытанием, но мокрый насквозь.
18-го ноября. Надел полное боевое снаряжение гвард. пехоты: пуд 35 Фун. и сделал в нем прогулку более полутора часа.
24-го ноября. В 9 1/2 вышел еще раз на испытание в полном снаряжении гвар. образца и в 11 ч. пришел в Харакс. Минни и Георгий любезно предложили чашку кофия, что было весьма приятно. Отдохнув у них полчаса, пустился в обратный путь в 11 1/2 по нижней дороге и пришел домой в 12.25 мокрый как мышь.»

В общем, то, что Николай лично тестировал форму – факт. Но вот про 40 км за 8 часов кое-кто явно приврал.