Сделка СУПЕР ОПЕК+ (13.04.20): Кто выиграл, а кто проиграл, или о чем говорят торги на бирже
На модерации
Отложенный
Наступил первый рабочий день биржевиков с момента заключения «исторического соглашения по нефти», как его уже окрестили в мире. И он принес очень и очень многозначительные результаты. Избыток нефти на рынке остается, а значит война не окончена. Да и перемирие пока тоже не наступило.
https://youtu.be/8uufKouwuQI
«Соглашение воистину не имеет исторических аналогов, и (оно) несомненно большой прорыв для непростой нефтяной дипломатии столь разных участников, по-разному затронутых нынешним кризисом. Впервые в переговорах, хоть и в опосредованном виде, приняли участие США, причем на уровне президента».
Управляющий американского фонда Principal Investors Кайл Шостак.
Действительно создана новая модель регулирования рынка и влияния на него главных игроков. И она работает. А как работают соглашения, о которых так много говорили накануне? Очень интересно «работают», на самом деле.
Нефти все рано много
Первый вывод, который уже сделан всеми ведущими экономистами – объемы сокращений недостаточны и избыток нефти на рынке, пусть и не в таких чудовищных объемах, но остается.
А отсюда и давление на цены, которые… уже с утра после небольшого колебания ушли вниз. И это говорит о том, что у стран-экспортеров проблемы со сбытом остаются и что кому-то рано или поздно придется сокращать добычу больше обусловленных объемов.
Ранее такая ситуация уже наблюдалась на рынке. Саудовская Аравия с 1 января 2017 года согласно квот имела право добывать 10,05 млн. барр. нефти в сутки. И этой цифры она достигла до «обострения второй половины 2018-го» только в октябре 2017-го. Причем, иногда среднемесячные просадки по добыче у них составляли до почти 200 тыс. барр. в сутки (апрель 2018-го). Причина проста, саудиты не могли продать даже ту нефть, которую имели право добывать.
То же самое, очень вероятно будет и сейчас. Благодаря проблемам с потреблением и нефтяному спурту апреля, хранилища КСА будут почти заполнены. И уже летом саудитам уже летом надо будет что-то делать. Выход один – играть ценами, чтобы удержать продажи. А отсюда и то, что мы с вами видим сегодня.
А отсюда и первый важнейший вывод – война не окончена. Более того, новое соглашение это не просто очередной ее этап, но очень важный ее этап. Теперь, когда рынок стал общим и все страны удовлетворились достигнутыми результатами, правило – выбывает слабейший все равно продолжает работать. А вот аргументы а-ля санкции и импортные пошлины - уже не работают.
Квоты квотами, а что с продажами?
При этом надо понимать, что рынок нефти – это не тотализатор. Он играет по правилам, и на споте оказывается очень незначительное число нефти. Основная нефть продается по длинным контрактам, пусть и с плавающей ценой. И таких контрактов у России много, а у саудитов мало. И в условиях сокращения потребления в первую очередь нефть покупается по длинным контрактам, а режутся именно спотовые поставки.
И это уже показал опыт 2017-19 годов, когда Россия, во время работы предыдущих соглашений в рамках ОПЕК+, всегда выбирала свои квоты, в первую очередь благодаря своим длинным контрактам в Европу и Китай. А вот у других таких козырных карт в рукаве нет. А потому можно не сомневаться, что Москва свои квоты выберет, а вот остальные … вряд ли.
И с этим страны Персидского залива уже очень скоро столкнутся и … уменьшат добычу ниже обозначенных квот. Разве что случится чудо и мир быстро восстановит темпы экономического развития. Но пока похоже, что будет только хуже.
Что будет с ценами
Кстати цены на нефть, это один из важнейших не только вопросов, но и маркеров. Ведь для каждого из трех основных участников «большой сделки», есть своя наиболее приемлемая цена. И та страна, которая сможет навязать остальным наиболее благоприятную для себя цену – она и есть победитель, что скажется уже в среднесрочной перспективе.
Хуже всего данная позиция для саудитов. Их устроит цена в 80 долл. за барр. Именно при такой цене их бюджет будет сбалансирован по доходам/расходам, но… очевидно, что о таких ценах нужно забыть. А отсюда и мой старый вывод, что саудиты априори не могли в этой борьбе быть победителями.
Для США все несколько проще. Для нормального развития сланцевой индустрии им нужны цены не ниже 50 долл. за баррель. И достичь их было бы можно, если бы не обвал экономик стран мира. А новое соглашение, судя по его параметрам и параметрам потребления явно не даст нужного им результата. Если цена достигнет 40 долл. за баррель, будет здорово. Но и этого целевого параметра ей будет достичь очень и очень трудно. Не говоря уже о «нефти по 50».
А вот у Москвы, бюджет которой сбалансирован при 45-46 долл. за баррель (с учетом изменений объемов), и у которой есть деньги на долинную войну, нынешняя цена вполне допустима. Именно она позволяет удерживать нефтянку в период кризиса в относительно неплохом состоянии, и при этом у ее главных противников на рынке нефти проблемы не исчезают.
А теперь, разобравшись в общих тенденциях, переходим к выводам.
США. Трамп получил, что хотел. Временную передышку и откладывание краха его сланцевой индустрии. Нет, она будет падать и это падение уже неизбежно и в среднесрочной перспективе, что ставит крест на сланцевом буме, но не так стремительно и это поможет ему снять одну проблему перед выборами. То есть стратегия принесена в жертву тактике. Это так похоже на всю политику Трампа и это еще сыграет с американской нефтянкой плохую шутку.
Саудовская Аравия. Она тоже может немного перевести дух. Плохое соглашение для нее лучше чем его полное отсутствие. Квота в 8,5 млн. барр. с дальнейшим выходом на 9 млн. барр. в июле и стабилизация цен в районе 30 долл. за баррель, позволит вы играть время, но не решает проблем в будущем. Дефицит бюджета будет пусть и не убийственным, но большим (до 100 млрд. долл. в год), что ставит страну перед нехорошим выбором не через 2-3 года, а через 4-5. Вот и весь выигрыш Эр-Рияда а другого и не могло быть.
Россия. Соглашение для Москвы дало главный козырь в руки. Теперь США, пусть и косвенно, но часть механизма контроля рынка нефти. А отсюда снимается угроза санкций и пошлинного урегулирования проблем. Да, это меньше, чем добыча в феврале-марте 2020-го, но так и условия в мире за это время кардинально изменились. А далее идут плюсы. 8,5 млн. барр. в мае-июне 2020 и 9 млн. барр. далее до конца года, на фоне нынешнего падения потребления и очень вероятного еще большего падения добычи у конкурентов (ниже оговоренных квот) это точно не проигрыш. При уровне цен 30 долларов за барр. (а не 20 или ние) – это проблема для бюджета, но во время мирового кризиса таких масштабов, который на горизонте, это не так уж и плохо. Особенно с учетом того, что далее Москве не потребуется ничего уменьшать (вспоминаем длинные контракты).
При этом такой уровень цен гарантированно убивает американских сланцевиков, а значит ведет и к достижению второй стратегической цели Москвы.
Вот так на сегодня пока выглядит ситуация по состоянию на середину дня 13 апреля 2020 года. А что будет дальше поглядим. Год будет динамичным, а потому
продолжение явно следует.
Юрий Подоляка
Комментарии
https://ukraineworld.info/ru/mir-segodnya/sdelka-super-opek-130420-kto-vyigral-kto-proigral-ili-o-chem-govoryat-torgi-na-birzhe
Конечно о победе Москвы.
что "Соглашение для Москвы дало главный козырь в руки."
и конечно же о том, что
"При этом такой уровень цен гарантированно убивает американских сланцевиков, а значит ведет и к достижению второй стратегической цели Москвы."
https://www.whois.com/whois/ukraineworld.info
)))