Хочу ли я вернуться в социализм?

На модерации Отложенный

         

Тоболова Мария Павловна. Кандидат филологических наук, доцент. 34 года проработала в Калужском филиале МГТУ им.Н.Э. Баумана заведующей кафедрой русского языка. Одновременно в течение десяти лет преподавала стилистику русского языка в Калужской Духовной семинарии, за что была награждена орденом св. равноапостольной кн. Ольги 3-й степени. 
Сотрудничает с журналами "Православный христианин" и "Славянка". В настоящее время пенсионерка.

В наше время многие люди идеализируют прошлое, считая, что при социализме жизнь была прекрасной, а сейчас народ живет плохо, многие за чертой бедности. Основную часть своей жизни я прожила при «развитом» социализме и знаю эту жизнь не понаслышке. Мне есть, что с чем сравнивать. В любой общественно-экономической формации существуют и положительные, и отрицательные стороны. Здесь важно иметь в виду, чего больше – положительных или отрицательных явлений в жизни общества.

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛИЗМА

 

Советское правительство основное внимание уделяло развитию тяжелой индустрии и военному производству. Легкая промышленность и сельское хозяйство были на втором плане, в результате чего ассортимент товаров и продуктов в магазинах оставлял желать лучшего. Мясо по государственной цене 2 рубля 20 копеек появлялось на прилавках очень редко, а на рынке оно стоило 8 рублей за кг. При моей мизерной учительской зарплате в 70 рублей (60-70-е годы) оно было мне не по карману. Так же обстояло дело и со сливочным маслом, сыром, творогом и другими продуктами. Жителям Калуги, Тулы, Брянска, Ярославля и других близ лежащих к столице городов приходилось за продуктами ездить в Москву и там выстаивать длинные очереди. Москвичи недовольно ворчали: «Понаехали тут мешочники!» Существовал анекдот: «Что такое: длинное зеленое и пахнет колбасой?» - Ответ: «Электричка из Москвы». Перед большими праздниками обычно вставала проблема: где «достать» баночку майонеза для салата «оливье» и баночку сгущенного молока для крема на торт. В отдаленных же от Москвы или Ленинграда городах дело обстояло еще хуже. Дядя моего мужа жил в городе Волжском. Он рассказывал, что несколько семей вскладчину покупали одному члену из их группы билет на самолет до Москвы, и тот привозил эмалированное ведро сливочного масла. Конечно, были и люди, более обеспеченные продуктами: те, кто был связан с торговлей. У моей знакомой, врача, холодильник был всегда полным, так как ее снабжали пациенты, работавшие продавцами. Население испытывало дефицит и с промтоварами. Холодильников и стиральных машин в продаже не было. Дефицитный товар можно было приобрести только по знакомству («по блату»). В лексиконе граждан отсутствовало слово «купить», чаще в ходу было слово «достать». По блату доставали одежду, мебель, косметику, журналы мод, копченую колбасу, восточные сладости, овсяное печенье и т.д. В основном люди жили одинаково бедно, а некоторые, особенно в сельской местности, и очень бедно. В 1960 году мы с мужем поехали в село Троицкое Луганской области навестить его бабушку. Она жила в избушке с земляным полом; пенсию получала в 17 рублей. Выживала за счет огорода, где выращивала овощи, и посылок от родственников. В продаже там были подсолнечное масло, серые макароны, хлеб, сахар.

В Советском государстве состоятельным считался человек, имевший дачу и машину. Дачный домик должен был иметь стандартные габариты: строить разрешалось не выше второго этажа. На политзанятиях лекторы объясняли нашу бедность тем, что большая часть бюджета расходуется на оборону. Я помню, как один лектор сказал: «Если бы мы не тратили средства на оборону, то тротуары мыли бы водой с дорогим мылом».

Когда Н.С. Хрущев, побывав в Америке, приказал засеять поля вместо пшеницы кукурузой, исчез из свободной продажи белый хлеб: его стали продавать только больным по справке от врача. Очереди были за всем: за водкой, за селедкой, за индийским чаем, за импортной косметикой, за сапогами и т.д. Особенно длинными были очереди к концу рабочего дня. Женщины после 8-часовой работы у станка вынуждены были выстаивать очереди за продуктами, чтобы потом стоять у плиты и готовить ужин для семьи.

Каждый сентябрь студентов и рабочих предприятий посылали на уборку картофеля. Селили в основном в сельских клубах, где спать приходилось на полу, застланном соломой. Грелись водкой или самогоном. Некоторых инженеров и рабочих посылали затем на уборку капусты, а зимой на заготовку веточек на корм колхозных коров. Колхозники не имели паспортов, что напоминало своего рода крепостное право. Зарплату им не платили, а трудодни отмечали в специальной ведомости галочкой. Если у горожан самая большая пенсия составляла 120 рублей, то колхозникам начисляли 36 рублей и даже меньше. При Сталине всех в принудительном порядке заставляли подписываться на облигации государственного займа. Мне рассказывала знакомая, как ее послали в деревню для агитации за госзаем. Заходит в избу, а хозяйка ей говорит: «У меня нет ни копейки в доме. Вот мои дети, возьмите их вместо денег». Существовал налог на бездетность. Многие незамужние женщины возмущались: дескать, их женихи погибли на войне, и не их вина, что не пришлось создать семью и родить детей, а государство их еще и наказывало за это.

Русские люди во все времена были скромны в своих жизненных потребностях и никогда не превращали материальные блага в цель жизни. Главным для них была духовность, однако в СССР религия была под запретом. Известно, что нормально может существовать народ, имеющий ясное понимание своей истории, своих религиозных святынь и традиционных государственных идеалов, опираясь на которые он будет развиваться дальше. Русская Православная Церковь сыграла огромную роль в тысячелетнем формировании истории, культуры, самосознания русского народа. Однако в нашей стране долгие годы Церковь унижали, она не имела права голоса. Антирелигиозная пропаганда была поставлена на широкую ногу. Люди тайно крестили детей, боялись ходить в храм и посещали его только в случае, если оказывались в командировке в другом городе, где их никто не знал. Мне, выросшей в верующей семье, приходилось долгие годы тщательно скрывать свою веру. Было очень тяжело морально, когда, не спрашивая моего желания, меня принимали в октябрята, потом в пионеры, потом в комсомол: шло внутреннее раздвоение. Помню, я училась в классе втором. Мы с бабушкой шли в церковь святить куличи, у меня в руках был марлевый узелок, в котором лежали кулич и крашеные яйца. Навстречу идет моя подружка Светка. Я готова была провалиться сквозь землю от ужаса, что она донесет на меня учительнице, и тогда скандал обеспечен: меня опозорят перед всей школой. Ну, и что это был за правящий режим, при котором ребенок боялся ходить в церковь?! Где же декларируемая свобода совести?

Россия была самой читающей страной в мире, однако приобрести нужную книгу было очень трудно. Мы стояли в очереди на подписное издание, а уж говорить о покупке религиозной литературы и не приходилось.

Было много лицемерия в жизни партийной номенклатуры, членам которой полагались специальные распределители, спецполиклиники и больницы, спецсанатории. Эти привилегии партийных функционеров раздражали простой люд. Например, в нашем институте студенты косо смотрели на преподавательницу марксизма-ленинизма, имевшую высокопоставленного мужа, когда она, вся увешенная золотыми украшениями, с перекинутой через плечо лисой-чернобуркой, читала им лекции о пролетариате, которому нечего терять, кроме своих цепей. Народ справедливо считал, что некоторые вступали в ряды КПСС не из идейных побуждений, а ради карьеры.

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОЦИАЛИЗМА

 

Вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны воины-победители были полны оптимизма, очень ценили жизнь, с воодушевлением принялись за восстановление разрушенного войной хозяйства. Согласно Конституции любой гражданин СССР имел право на жилье. Государство предоставляло гражданам квартиры бесплатно, в порядке очереди, хотя некоторые стояли в этой очереди лет по 10-12, проживая с детьми в комнате общежития. При Хрущеве расселили всех, кто жил в подвалах и чердаках. Однако полученная квартира не являлась личной собственностью: ее нельзя было передать по наследству. Плата за квартиру и коммунальные услуги была невысокой. Качественные лечение и образование Советская власть предоставляла населению бесплатно. Это было, бесспорно, великим благом. В педагоги шли люди, влюбленные в свою профессию. Врачи с большой ответственностью относились к выполнению своего долга, к больным были внимательнее, нежели сейчас. Моя знакомая, А.П. Никольская (1896 – 1994), подполковник медицинской службы, хирург, прошедший войну, говорила: «Врач должен так беседовать с больным, чтобы после этого разговора больной почувствовал себя почти здоровым». В роддоме роженицы лежали 9 дней, а с осложнениями после родов – до полного выздоровления. Но больных младенцев помещали в больницу вместе с матерью только в случае, если матери кормили их грудью. Получалось, что больной годовалый ребенок испытывал стресс, оказавшись в незнакомой обстановке и разлученный с матерью.

Продукты были натуральными, отличного качества; мы не знали тогда, что изобретут вредные генетически модифицированные продукты, которыми будут потчевать нас в будущем. На предприятиях существовали кассы взаимопомощи. Путевки в санатории и дома отдыха Советская власть также предоставляла бесплатно, однако в санатории повышенной комфортности путевки обычно доставались «особам, приближенным к императору», то есть к начальству. Впрочем, льстецов и лицемеров хватало во все времена, как много их и в настоящее время. Не существовало тогда проблем с устройством ребенка в ясли или детский сад. Депутаты, народные избранники, старались помочь всем, кто обращался к ним за помощью, ибо сами были по профессии рабочими и колхозниками и знали нужды простого народа. Не было в стране вражды и конфликтов на национальной почве. Люди были добрее, чем сейчас.

Советские люди были подлинными патриотами, гордились тем, что родились в СССР. Комсомольцы с энтузиазмом ехали строить БАМ, осваивать целину. Студенты в летние каникулы работали в стройотрядах. Мы с воодушевлением пели: «Не нужен нам берег турецкий, и Африка нам не нужна». Но если кто-то и возжелал бы поехать на отдых в Турцию или в Алжир, то у него ничего из этого не вышло бы. При Сталине вообще был железный занавес, а позже заграничные поездки разрешались только в страны демократического лагеря, а в капиталистические страны – один раз в три года.

Каждое утро начиналось с передачи по радио «Последних известий», оповещавших граждан СССР о том, что страна семимильными шагами идет к сияющим вершинам коммунизма; что колхоз «Заветы Ильича» выполнил план по заготовкам пшеницы на 100%, а завод «Красный путь» выполнил и перевыполнил план на 150%. То есть радио, а позже и телевидение наполняли людей оптимизмом: мы считали, что пусть сейчас живем бедновато, но зато впереди нас ждет светлое будущее. Была твердая уверенность в завтрашнем дне: люди знали, что им не грозит безработица. А сейчас СМИ травмируют психику трагическими новостями о пожарах, наводнениях, катастрофах, убийствах, грабежах, насилиях и т.д. Подаются нам мало положительных новостей, если, конечно, положительной новостью считать известие о том, что какая-нибудь светская львица в очередной раз вышла замуж, или преподносят сногсшибательную новость о том, что известный артист скандалил на борту самолета. Ну, и кому это интересно? СМИ развращают молодежь, внушая под видом свободы вседозволенность, однако эта тема для отдельного рассмотрения.

К положительным чертам того времени следует отнести высокую нравственность. В 1961 году на XXII съезде партии был принят «Моральный кодекс строителей коммунизма», пункты которого напоминали 10 Библейских заповедей. Воровство на производстве отсутствовало, за исключением отдельных случаев, но современные масштабы воровства чиновниками государственной казны и взяточничества никто тогда и представить себе не мог. Девушки берегли свою честь. Где-то я читала, что один из приближенных к Гитлеру докладывал ему: «Мы никогда не победим Россию: наши врачи обследовали пленных девушек, и все они оказались девственницами». Не худо было бы современным девушкам, некоторые из которых совсем потеряли стыд, брать пример со своих прабабушек. Разводы в советское время были редки. Известна истина: чем крепче семья, эта малая Церковь, тем крепче и сильнее государство, состоящее из таких семей. Если к моим незамужним тетям приходили в гости женатые мужчины и делали им «лестные» предложения, они обычно отвечали им так: «Вы не свободны, у вас семья, а посему, пожалуйста, больше не утруждайте себя визитами к нам». В душе человека сохранялись качества, данные Богом: совесть, честность, чувство долга, милосердие. В наше же время в ужас приходишь от разврата, наркомании, пьянства, матерных ругательств, которые почти вошли у молодежи в норму. Думаю, не стоит описывать все те проблемы и недостатки современной жизни, которые всем хорошо известны.

Партия и правительство уделяли должное внимание развитию искусства. В каждом городе существовал Дворец пионеров, где работали различные кружки: рисования, рукоделия, танцев, шахматный кружок, авиамодельный и другие. Пошлых фильмов не снимали. Люди часто и с удовольствием посещали театры, кинотеатры, концертные залы; цены на все представления были доступны каждому. Талантам от Бога были открыты все пути. Известные артисты с гастролями приезжали в провинциальные города. Так, Калугу в разное время посетили: Александр Вертинский, диктор Юрий Левитан, Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Сергей Захаров, Николай Сличенко, артисты кукольного театра Сергея Образцова, и многие другие известные, любимые народом артисты. Ликованием встретила Калуга, город космонавтики, первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

Многое еще можно добавить к положительным чертам прошлой жизни, но если меня спросят, хочу ли я вернуться в прошлое, то я отвечу: «Нет!» Я благодарю Великого Бога за то, что надо мной мирное небо, живу в квартире со всеми удобствами (которую, кстати сказать, получила в советское время), пенсию выплачивают вовремя, продукты в магазинах есть в изобилии, и за ними не надо выстаивать в длинных очередях. Да и потребности мои в питании весьма скромные: на молоко, крупы и кур мне хватает. Хватает мне денег и на лекарства, но, когда болею, больше полагаюсь на Небесного Врача, чем на земного. Для меня главное – храмы открыты, продается много духовной литературы, есть православные телеканалы «Союз» и «Спас». Мне не надо скрывать свою веру. Вот последнее обстоятельство является главной причиной, почему я не хочу возвращаться в социализм. Я не хочу снова увидеть разоренные храмы в мерзости запустения, храмы, превращенные в склады обуви, в кинотеатры, в зернохранилища и проч. Не желаю прежнего преследования людей за их веру. Думаю, что социализм, возможно, и сейчас бы существовал, если бы коммунисты не отвергли Бога, чем восстановили против себя миллионы верующих. А все современные проблемы России Всемогущий Господь может по молитвам верующих решить в мгновение ока.

Слава Богу за всё!