Вождь Хрущёв о вожде Сталине. И почему умом Россию не понять ? №1

   Известный  художник Борис Жутовский-свидетель жизни советской империи.Он был одним из гонимых Н.С.Хрущёвым в связи с выставкой в Манеже. Он стал его другом.Борис -из плеяды отважных и легендарных художников-шестидесятников,из художников подполья.Он не "МЫ"-он личность Он вспоминал о Хрущёвских временах ,как о плохом времени." Ты никуда не мог пойти,ни выставку устроить,ни тем более за рубеж поехать.Зарабатывашь иллюстрациями-и зарабатывай.Выставка могла только быть наградой за социальное поведние.Время было глухое, регламентированное-" всоминал Борис.О  знаменитой выставке в Манеже в 1962 году он вспоминал:"История такая.Сначала мы ,студийцы-белютинцы,организовали выставку на улице,называвшейся тогда Большой Коммунистической в Москве. Там был дом  Учителя,где студия снимала спортивный зал.Мы устроили  своего рода  отчёт- осеннюю выставку,на которую пригласили несметное число корресподентов.Люди просто ломились на эту выставку.И на следующий же день на Западе буквально взорвалась пресса- "В России кончается социализм,потому что в Москве появилось современное  абстрактное искусство".Выставлены были "Автопортрет" и "Портрет Тольки",печально знаменитый потом по Манежу. А к этому времени,как понимал Борис,уже зрел заговор против Хрущёва,правительственный заговор. С другой стороны,интеллигенция ,поднявшая голову в эту весну,тоже пугала власть предержащих. Поэтому они решили столкнуть Никиту с интеллигенцией,так как это был единственный слой людей в обществе,которые были,хоть и с оговорками,но за Хрущёва.За его реформы,потому что он освободил  людей из тюрем,он стал строить дома,он дал крестьянам паспорта,он вернул честные имена расстрелянным и сгинувшим без вести в ГУЛАГе людям.Интеллигнция была благодарна ему и ждала новых перемен  этой оттепелью.Это вечная русская история-от царя ждут великих поступков,забывая,что он окружён сволочной челядью.
     А к этому моменту была выставка " Тридцателетие МОСХа".Судя по всему,они -оппоненты Хрущёва -собирались его туда и притащить,потому что они  повесили первых абстракционистов-Кондинского,Фалька,Татлина,Штеренберга- весь  авангард  1920-х.Надеясь,что он "заведётся",потому что перемен опасались все- и в ЦК, и в КГБ, боялись потерять свои "кормушки".Было предложено ,категорически, выставить свои картины молодым художникам,в том числе было предложено и Борису Жутовскому выставить свои работы под приезд Хрущёва.Накануне прихода Хрущёва,ночью с 1 на 2 декабря 1962 г.Выставили свои работы 14  художников из студии Белютина,т.е. абстракционистов.Среди них были Борис Жутовский,Лёня Рябичев,Эрнст Неизвестный,Юрий Нолев-Соболев,Володя Янкилевский,Люциан Грибков,Володя Шорцев,Дима Громан,Вера  Преображенская,Юло Соостер. В Манеже были те,кто выставлялся на Б.Коммунистической.Появился Никита Хрущёв.Все довольны- САМ ПОЯВИЛСЯ ! Встреча раскошная.Он пошёл по низу. По мере его продвижения его не спеша "подзаводили".Осмотрел классиков,остался доволен Серовым, Герасимовым,Иогансоном и пр..И вот его подвели  к молодым абстрационистам.Он дружески обнял Бориса и Шорцева: "Ну пойдёмте,показывайте,что вы там нарисовали . А этим я не доверяю"- кивнул назад.И сразу -смотрит- и вдруг стал малиновым! " Это кто такой? Мальчик?!Почему он такой мрачный?! Где ты таких мальчиков видел?" Это он на "Тольку" указывает. Борис со страху начал плести всякую несуразицу:"Родители его в тюрьме!" Хрущёв:" И сейчас?" Борис:"Сейчас выпустили!" Он на все Борисовы четыре работы натолкнулся-" Опять- Жутовский!!" И ПОНЕСЛОСЬ-все эти "пидарасы","Вон!!"," На лесоповал!!"....1971 год...Отношения со свергнутым Хрущёвым у Бориса никак особенно не развивались,В АПН вместе с внучкой Хрущёва Юлой работала жена Бориса Жутовского-Люся.Борис через  Юлу посылал в дни рождения Никите Сергеевичу,снятому и скромно  живущему на даче,маленькие подарки. Ему было жаль Никиту,он жил в затворе,в город мог выехать только по разрешению, а может  срабатывало исконное российское почтение к имератору. В ответ на подарки  Хрущёв благодарил Бориса и даже записки посылал. В одной из них говорилось,что вся свистопляска с культурой в Манеже была Ильичёвым придумана.Цель-перебраться из секретарей ЦК в политбюро.Он и "подставил" Никиту. А уж потом это разраслось в разнос в живописи,литературе,кино и театре.И пострадавшими были Алигер,Аксёнов,Вознесенский,Эренбург.
    И вот 1 апреля 1971 года Никита Сергеевич пригласил Бориса с женой на свой день рождения в Петрово-Дальнее,на дачу.В это время ещё шёл скандал с его мемуарами.Наши твердили,что это подделка, и обвиняли автора в передаче записок на Запад.Никто не знал где правда,где ложь.Всё это было загадкой. Бориса и жену встретил высоченный забор с воротами.Ворота открылись.Вышел капитан,пересчитал всех,сверил номер и деловито ушёл в будку.
     В светлой прихожей  гостей встретил Никита Сергеевич и провёл сразу в свой кабинет,усадил на диван.Зазвонил телефон,Никита переговорил:" Это генерал Сердюк мня не забыл поздравить.Мы с ним в Сталинграде воевали.Я знаете,ни книг,ни фильмов про войну не могу читать-всё там сплошное враньё!"
    Чувствовалось,что хозяин рад гостям,рад отвести душу в разговоре,особенно вспоминая прошлое:"Помню,в Сталинграде генерал Голиков умолял не оставлять его на левом берегу.Его уломали.А через несколько дней пришло донесени от офицера,что от Голикова один вред,на стенку лезет.Его отозвали.Отделался выговором, а ведь запросто могли по тем временам и расстрелять. "Сталин меня ругал,что я плохо к генералам отношусь.Но не так уж и плохо- я его потом маршалом сделал"- усмехнулся хозяин.
    Ненавидимый  им Сталин,по его рассказам,плохо разбирался в людях, в ходе самой войны,дивился достоинству  пленного Паулюса,был упрям,часто мелочился.Зато он хвалил Василевского: " с ним хоть всю жизнь рядом проживёшь- грубого слова не услышишь!"Заговорив о Василевском,вспомнил Харьков.Он рассказывал,что Сталин,отдал приказ о наступлении,и ни за что не хотел его отменять,хотя приказ был, ясно,неверным.Сотни тысяч солдат втянулись в мешок,который захлопнулся как мышеловка  и обернулся пленом или смертью.Оставался один выход-звонить на Ближнюю Дачу :"Трубку  Маленков взял.

Я Сталина прошу.А тот слышно как говорит,велит Маленкову разговаривать.Сидят там-жрут и пьют.Ясно всю картину вижу.Так приказ и не отменил. А меня в Москву вызвал.Спрашивает,правда ли немцы говорят,что несколько тысяч наших солдат в плен взяли?Или врут поганые фашисты? Правда , -говорю,- товарищ Сталин. Тогда он смотрит на меня так внимательно,как на подопытного кролика и начинает рассказывать,как Николай II повесил гнерала,потерпевшего поражение в Восточной Пруссии.Смотрит пристально и спрашивает:правильно царь сделал? Правильно,-говорю,-генерал немецким шпионом был.Несколько дней я на волоске от смерти висел. Сталин,видимо,обдумывал,как поступить.У нашего разговора были свидетели.Если меня расстреляет- значит,часть вины за собой признаёт.А он на это никогда не шёл.Так я и уцелел."....Позвали к столу в огромную столовую,обшитую дубовыми панелями.Из окна-чудесный вид на реку и сосны. В комнате много лишних ненужных вещей и безделушек,покрытых слоем пыли. Неприятное  ощущение временности.Нина Петровна молча улыбается за столом,накрытым крахмальной белой скатертью.Спиртное на столе отсутствует,только квас запомнился и лимонад. В центре стола-домашний пирог с капустой и цифрами "77" выложенными из теста.На закуску  рыба и салат. На горячее-гороховый суп и мясо с гречкой.
    Но потом разговор возобновился и,удивительно,запомнился мне в деталях.Никита Сергеевич заговорил опять о генералах и о Харькове.На этот раз о Власове и Павлове. " Про Власова опять врут.Сложный был человек.Образованный ,храбрый.В плен,вот,он зря сдался,не стоило".Помолчал и добавил:" Человеческая психика- вещь сложная.А Павлов тупой был человек.Сталин его командующим  в Белоруссию назначил.Он,говорит, в Испании отличился.А Павлов в Испании командиром танка был-только  и всего. В первые же дни войны немцы в Белоруссии все самолёты сожгли и технику.Сталин его потом за это расстрелял."
    Борис спросил,неужели в Бресте не знали о подготовке немцев? Хрущёв продолжал:"И в Бресте знали, и везде.Что до Бреста,так его оборона была нулю равна.Это всё  потом писатель Смирнов выдумал."
     От обеденного стола гости перешли в  спальню.Хозяин присел на кресло-качалку.Над креслом на стене картина Бориса Жутовского.Мелочь ,а приятно Борису смотреть на свою картину....И опять Сталин всплывает в его памяти-не отпускает никак, а уж сколько воды утекло.
" Ох и боялся он войны! Особенно после неудачи с финами.А уж как ликовал,что надул Гитлера,заключив договор через Рибентроппа и Молотова.По этому договору мы ведь получили всю Прибалтику,Биссарабию и Финляндию на откуп. С финами,думал,легко расправимся,только обстреляем их -они и сдадутся. Он нас ночью к себе вызвал. У него и Куусинен крутился. Его премьером Карело-Финской республики хотел сделать.А оказалось всё не так просто.Наши усеяли трупами поля и перелески,-и ничего не добились.Тут он и испугался.Если мы с крошечной  горсткой финнов не можем справиться,то что же будет,когда немцы нападут?"Сталин в его памяти вставал трусливый,коварный и злой.
     Военный совет,-вспоминал Никита Сергеевич,- к тому времени из дураков и сумашедших состоял.Лучшие-то были расстреляны или в лагерях гнили.Ворошилов за войну отвечал и всё провалил.Неудачи объясняли тайнами линии Маннергейма.Враньё это.Просто военное руководство никудышное   было".
  А как  всё же "вождь всех народов" из стрессовой ситуации начала войны выпутался? Что вспомнил по этому поводу Хрущёв?
     "Когда война началась  в один из первых дней Сталин сказал:" Ленин нам вручил государство,а мы его просрали!"Уверен был,что конец стране настал.К Ленину,вообще-то ,относился без почтения.Вспоминал вождь ,возмущаясь,как Ленин отчитывал его за разгул с шампанским,вызвав из-под Царицына.Он много пил вина.Сам рассказывал,как в ссылке в Вологде пил с уголовниками и как политические устроили ему товаришеский суд." Потом все врагами народа оказались!"- и хитро помигнул гостям........
      А осенью Никиты Сергевича не стало.Похоронили на Новодевичьем кладбище.Сделать надгробие к могиле поручили Эрнсту Неизвестному,Борис помогал ему С идеей создания памятника возились около трёх лет.Разрабатывая идею создания
образа Никиты Сергеевича,пришли  к заключению,что он человек противоположностей .Плохо и хорошо,добро и зло- всё сочеталось в нём,как единое неразделимое  и создавало его образ непонятого до конца человека. Мрамор,бронза всё было подготовлено ,а власть "добро" на установление не давала.Пугал нестандартный образ монумента.Слишком много философии,нестандартности,непонятности в созданном надгробии.И только тогда ,когда Нина Петровна позвонила Косыгину.Алексей Николаевич только спросил: "Вам понравилось?"-"Да!"-Хорошо!"-сказал он, и назавтра все проблемы разрешились.Памятник установили Судьба Никиты Сергеевича была трагична.Поступки неоднозначны.Хотя он  для страны сделал много хорошего:людей освободил из тюрем,добрые имена вернул"врагам народа",крестьянам дал независимость.Но и причастен был прежде  к гибели большого количества людей,церквей позакрывал немало.Это всё его конечно мучало.Если посмотреть внимательно на монумент,читается свообразный ландшафт лицо Никиты Сергеевича,особенно- в нижней его части,скорбные, с усталым прищуром глаза,искривлённый рот.
 продолжение см.в №2