Вятичи, кривичи и голядь: кто жил на территории Москвы до москвичей
На модерации
Отложенный
Первое упоминание о Москве относится к 1147 году, но неизвестно, был ли это уже тогда город или этот топоним относился только к реке. В 1156 году здесь точно была заложена деревянная крепость. Она стала опорным пунктом Суздальского княжества на пограничье с Черниговским и Смоленским княжествами. А что было на месте Москвы раньше?
Первые славяне в Москве
Летописные и археологические свидетельства указывают, что ещё до образования древнерусских княжеств здесь граничили земли двух крупных племён: вятичей и кривичей. На это указывают артефакты 10-11 веков, обнаруживаемые при раскопках в разных частях Москвы.
Про кривичей летопись сообщает, что они жили на большом пространстве северо-запада Руси. Из крупных городов у них были Изборск, Псков, Полоцк и Смоленск. Название племени созвучно имени литовского божества Криве-Кривейто. Поэтому историки предполагают, что кривичи были первоначально балтским племенем, лишь во времена Киевской Руси славянизированным.
Вятичей летопись сближает с радимичами, жившими к югу от Смоленска. Оба племени называются ею происходящими «от ляхов». Возможно, это указывает на реальное переселение части западных славян на заре истории Руси. Это видится вероятным и при изучении археологического инвентаря. Многие вещи вятичей сходны с предметами пражско-корчакской культуры, бытовавшей в Чехии, Моравии и Польше в 6-7 веках.
Вятичи были сильным племенем, долго не покорявшимся князьям Киевской Руси.
У них были собственные князья, города, и они до 12 века не принимали христианство. Когда Киевская Русь распалась, вятичи считались данниками Черниговского княжества. А на части соседней территории, ранее занятой кривичами, возникло Смоленское княжество.
Дославянское население – балты и финны
Одновременно с первым упоминанием Москвы в верховьях реки Протвы по соседству жило балтское племя голядь. Большинство историков считает его остатками древнего дославянского населения Московского края.
На неславянский субстрат Московщины указывает большинство названий рек и речушек этого края: Ока, Клязьма, Яуза, Истра, Руза, Лама, Дубна, Пахра, Воря, Гжель и другие. Самое имя Москва не объяснено без противоречий. Одни филологи видят в нём финские корни, другие – балтские. Есть и славянская гипотеза, но она наименее убедительна.
К бесспорно славянским относятся, например, названия речек Десна (вариант Цна) и Шуя (Шувоя), означающие просто правый и левый приток соответственно. При этом любопытно, что в действительно Десной (Цной) называется часто левый приток. Это показывает, что славяне заселяли долины этих рек (например, Оки, Москвы), двигаясь против течения. Тогда левый приток оказывался у них справа по ходу движения.
За последние четыре тысячи лет перед основанием Москвы здесь сменялись разные археологические культуры. В носителях одних из них учёные склонны усматривать племена балтов, в других – финнов. Те и другие оставили огромный след не только в топонимике Московского края, но и в физическом облике его коренных обитателей.
Комментарии
В книге «Польская хроника» Марцин Вельский в 1564 году писал: «Сама языковая общность наша с московитами явно свидетельствует, что мы происходим от одного народа и потому должны быть детьми от одного общего отца». (М. Вельский, 1597. Стр. 14).
Польский историк Стрьшковский (1582) в книге «Хроника» (Стр. 89—92) Князя Мосоха называет основателем города Москвы и «патриархом нашим Мосохом Иафетовичем». Стрьшковский сообщал, что в Северную Русь Князь Мосох, сын Иафета и внук Старейшины Ноя прибыл вместе со своим кровником Асармотом (Сарматом), по имени которого и назвали местных русов по всей округе.
Итак, польские историки приводят и датировку построения города Москвы Князем Мосохом и, хотя между ними есть небольшие различия, но большинство говорит, что это было 1800 лет от Сотворения государственности (от «сотворения мира», где слово «мир» означает «община»). Дополнительные датировки: «спустя 157 лет после Потопа» или «25 лет после Вавилонского столпотворения» или за «2190 лет до рождения Христа», когда русами «правил Государь Асармот».
А вот, что пишется в знаменитых киевских «Синопсисах» (1674, 1678, 1680) в главе «О Мосоху прародителю славяно-российском и о племени его: «Мосох — родоначальник народов московских»… патриарх этого древнего еврейского (?)Княжества, которое расположилось на севере Русской Империи. То же самое писал и Кохановский в «Обширном синопсисе русском» в главе «О початку словен и Руси»: «Русский народ от Иафета, сына Ноева, ведет свое поколение и от его сына Мосоха, от которого первой мосохами албо мосхами называлися» (16. Л. 1 об.).
_________________
Еще бы!) Ну кто будет обращать внимание на гипотезы тех, чьи предки основали город и это государство?))))))))
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами, своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне:
белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане.
Итальянский историк Гульемо Постелло (1510 — 1581), занимавший должность заведующего кафедрой восточных языков в Коллеж де Франс, в книге «О Иафете и его потомках», пишет, что Москву основал «шестой сын Иафета Мешех, обыкновенно называемый Мосох» (Постелло. Стр. 23 — 26).
Что Москва основана Мосохом в 2190 году до новой эры писали немецкий историк Иоганн Карион (1499 — 1537)
Это подтверждается и этимологией слова "Москва".В версии о финно-угорском происхождении выводят объяснение из разных языков: из коми моска — «корова, тёлка», из мерянского маска — «медведь», из прибалтийско-финского муста — «чёрный, тёмный»....
Муром - мой лес
Чушь постишь! И с историками МНОГИХ стран пытаешься глупыми картинками спорить?)
Не катит.
И сказал: Да будет Москва! ...Лепота.