Пандемия как триггер федерализации
На модерации
Отложенный
Лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский в 1976 году в своем эссе „Меньше единицы” написал, вспоминая свою жизнь в Ленинграде в середине 1950-х годов: „наряду со всеми комплексами великой державы Россия страдает сильным комплексом неполноценности, свойственным малым странам. Главной причиной тому – централизация жизни страны. Отсюда – позитивная „жизнеутверждающая” ахинея официальных газет и радио даже при рассказе о землетрясении; они никогда не сообщали никаких сведений о жертвах, а только пели о братской помощи других городов и республик, славших в район бедствия палатки и спальные мешки. А если возникла эпидемия холеры, вы могли случайно узнать про нее, читая сообщение о последних успехах нашей чудесной медицины, выразившихся в изобретении новой сыворотки”.
Сравнение реалий из приведенной цитаты с окружающей действительностью говорит о том, что за 65 лет в России ничего не изменилось. Кстати, смысл названия упомянутого эссе И. Бродского заключается в том, что жизнь рядового жителя СССР значила меньше единицы! В сегодняшней России цена жизни рядового гражданина не изменилась.
В течение трёх месяцев с начала 2020 г. в Кремле игнорировали эпидемию коронавируса Covid-19, разворачивающуюся в Китае, Юго-Восточной Азии и Европе. Там самозабвенно занимались подготовкой то ли к трансферту власти, то ли к „обнулению”, планировали проведение грандиозного военного парада 9 мая, который должен сопровождаться саммитами стран-членов Совбеза ООН и государств-участниц ЕАЭС, продолжали „играть мускулами” в Украине, Сирии, Ливии и Венесуэле.
В конце марта Кремль заявил, что эпидемия таки грядет, но всё под контролем. И вот уже в начале апреля риторика первых лиц государства стала менее уверенной. Вокруг Кремля начали воздвигать заграждения, а В. Путин честно всех предупредил о том, что пик распространения эпидемии впереди. При этом, никто, включая врачей и ученых, не знает когда, на самом деле, коронавирус вторгся в нашу страну, и нет реальных данных о количестве инфицированных, заболевших и умерших. Хотя такая статистика для медицинского персонала и биологов является архиважной именно для определения темпов распространения эпидемии.
Но самый большой сюрприз ждал глав субъектов федерации! В течение последних 20 лет официальное название государства „Российская Федерация” у всех прочно ассоциировалось с двумя словами – „Москва” и „Путин”.
И вот 2 апреля Владимир Владимирович достаточно неожиданно предложил актуализировать два других понятия – „субъект федерации” и „его глава”. Всю полноту ответственности за борьбу с пандемией Covid-19 президент с элегантной легкостью переложил на плечи губернаторов, наделив последних некими дополнительными правами, при этом, не дав им никаких реальных полномочий.
Более того, Путин не сказал двух главных вещей – того, чего от него все ждали. Во-первых, планируются ли финансовые вливания для поддержки экономики в целом, а также малого и среднего бизнеса в частности, как наиболее пострадавшего от простоя? Эксперты прогнозируют, что уже осенью этого года экономическая смерть может настичь 25-30 млн. граждан РФ, занятых в малом и среднем бизнесе. Хотя именно представители данной экономической категории во всех развитых странах являются основой среднего класса, который, в свою очередь, является фундаментом для благополучной рыночной экономики.
И во-вторых, какие выплаты предполагает государство осуществлять, чтобы помочь своим гражданам пережить карантин?
Президент, действительно, говорил о какой-то финансовой помощи (на которую предполагается выделить около $156 млн.) и упоминал отдельные категории социально незащищенных граждан (например, рожениц), однако конкретики в его выступлении не было.
При этом россияне прекрасно осведомлены (в последние годы им часто рассказывали об этом по ТВ), что золотовалютные резервы страны составляют $570 млрд., что в Фонде национального благосостояния накоплено $120 млрд. К сожалению, Резервный фонд с 1 января 2018 г. был ликвидирован (формально присоединен к ФНБ), поскольку все его запасы ушли на проведение Сочинской олимпиады, присоединение Крыма, поддержу донбасских республик и другие игрушки Кремля. Но ведь и $690 млрд. – это весьма впечатляющая сумма! Отчего же не начать её тратить, ведь времена-то не шуточные – речь идет о мировой пандемии наложившейся на мировой экономический кризис (да и что будет в ближайшей перспективе с ценами на нефть тоже пока неясно). Самое время поддержать дотациями региональные бюджеты и начать выдавать пособия по вспомоществованию гражданам страны. Но В. Путин молчит …
И народ по-своему расшифровал последние меседжи президента:
• Путину жалко тратить государственные деньги не на геополитические проекты, а на живых людей, над которыми нависла реальная угроза. Как говорил товарищ Сталин: „бабы ещё нарожают”.
• Путин и его ближайшее окружение рассматривают и федеральный бюджет, и ЗВР, и ФНБ не как государственные деньги, а как свой личный общак;
• Путин побоялся взять на себя ответственность и переложил её на губернаторов. Последние обречены взвалить на свои плечи весь груз принятия экстренных решений (скорее всего, непопулярных) и на них же будет направлен весь объем негативных эмоций, которые с неизбежностью возникнут у населения.
Кстати, негатив уже начал брать верх в головах людей, которым чуть ли не каждый день показывают как Кремль направляет аппараты для искусственной вентиляции легких, маски и респираторы в Италию, США и Сербию (в качестве гуманитарной помощи), вместо того, чтобы в срочном порядке провести ревизию и обеспечить необходимой медтехникой и средствами защиты нуждающихся субъектов федерации. Всё население „затягивает потуже пояса” и ожидает девальвации рубля, которая, может стать перманентной. В стране наступает ситуация управляемого хаоса, с которым пытаются совладать в ручном режиме. Если повезет, вернемся к стабильности, если нет – хаос станет неуправляемым.
В этой ситуации, когда „властитель слабый и лукавый” самоустранился, всё зависит от двух факторов. Во-первых, от иммунитета населения, действий работников системы здравоохранения и поведения коронавируса (который, согласно оценкам ученых, чуть ли не в разных странах ведет себя по-разному). И во-вторых, от эффективности глав 85 субъектов федерации (республик, областей, краев, городов федерального значения, автономных округов и автономных областей).
Более того, не исключено, если губернаторы справятся с возложенной на них миссией победы над Covid-19 (даже без выделения Москвой необходимых ресурсов, прежде всего финансовых), это может привести к непредсказуемым политическим последствиям – начиная от закрепления в стране реальной, а не декоративной, федерализации, до появления на карте РФ новых мощных региональных центров влияния, вплоть до парада суверенитетов.
Комментарии