Дальневосточная республика и японская угроза
На модерации
Отложенный
100 лет назад, в апреле 1920 года, учредили Дальневосточную республику (ДВР). Формально это было независимое демократическое государство, но по сути это был выгодный Москве буфер между Советской Россией и Японией. Благодаря ДВР советскому правительству удалось избежать опасной полномасштабной войны с Японской империей и ликвидировать последние силы Белого движения на Дальнем Востоке, которые остались без серьёзной внешней поддержки. Это была серьёзная политическая победа большевиков.
Народно-революционная армия Дальневосточной республики на улицах Владивостока.
1922 год
Общая ситуация
После поражения белых армий Колчака и казни «верховного правителя» от Байкала до Тихого океана в 1920 году по-прежнему царила мешанина правительств, властей и анархии. 31 января 1920 года произошло восстание во Владивостоке, которое привело к падению власти генерала Розанова, подчинявшегося колчаковскому правительству. Интервенты сохранили нейтралитет. Розанов бежал в Японию. К власти пришло временное правительство Дальнего Востока — Приморская областная земская управа. Коалиционное правительство эсеров, меньшевиков, земцев и большевиков. Белые части, расположенные в Приморье, перешли на сторону нового правительства. Другой вооруженной силой были красные партизанские формирования Сергея Лазо. Бывшие белогвардейцы и красные друг друга ненавидели, но присутствие третьей силы – японцев, заставляло их сохранять нейтралитет.
Владивостокское правительство было не против создания демократической буферной республики, но считало властью себя, другие правительства не признавало. Местные большевики по этому вопросу раскололись. Членами Дальневосточного бюро, созданного Москвой, во Владивостоке были И. Г. Кушнарев, С. Г. Лазо и П. М. Никифоров. Во Владивостокской группе Кушнарёв выступал за буфер, а Лазо — против. Красные партизаны Лазо предлагали просто вырезать всех «буржуев», без всяких коалиций. Но во Владивостоке они были в меньшинстве, кроме того, мешали японские войска. Партизаны также заняли Хабаровск, Благовещенск и другие города Приамурья, где учредили свои областные «правительства» и военно-революционные штабы. Владивостокское правительство они не признавали. Вели свою войну за установление советской власти.
В Чите сидели белоказаки и остатки колчаковцев под началом генерала Семёнова. Колчак перед арестом передал ему «всю полноту военной и гражданской власти» на востоке России. На «читинскую пробку» давили с двух сторон: с запада – Восточно-Сибирская советская армия, с востока – партизаны Восточно-Забайкальского фронта под началом Журавлева. В результате семёновцы (около 20 тыс. штыков и сабель) дрались на двух фронтах: западнее Читы и в районах Сретенска и Нерчинска.
Присутствие иностранных войск на Дальнем Востоке и Сибири утратило видимую законность. В феврале 1920 года между советским правительством и чехословацким командованием было подписано перемирие. Иностранные контингенты, включая чехов, поляков, американцев и т. д., начали отход во Владивосток, а оттуда вывозились на родину. В этот период Запад решил, что Белое дело проиграло и не стоит вложений. Необходимо постепенно налаживать связи с Советской республикой.
Только Япония вела свою политику. Японцы не желали уходить с Дальнего Востока, по-прежнему надеясь отторгнуть часть территорий России в свою пользу, и контролировать другую часть с помощью марионеточных буферных правительств. В частности, японцы поддерживали читинское правительство Российской восточной окраины во главе с атаманом Семёновым. Под его началом была вполне боеспособная Дальневосточная армия, куда вошли остатки каппелевцев-колчаковцев. Японцы хотели при помощи семёновцев создать «чёрный буфер» от Читы до Приморья.
Интересно, что США, уходя с русского Дальнего Востока, первоначально развязали японцам руки. В конце января 1920 года американцы вручили японцам меморандум, в котором отмечалось, что Вашингтон не будет возражать, если Япония в одностороннем порядке разместит войска в Сибири, и продолжит оказывать помощь в операциях по Транссибу и КВЖД. Хотя Япония и была конкурентом США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на данном этапе Вашингтон поддержал экспансию японцев на Дальнем Востоке. Но в дальнейшем американцы помогут Москве вытеснить японцев с Дальнего Востока.
Создание ДВР и наступление Народно-революционной армии
После ликвидации режима и армии Колчака советские войска (5-я армия) остановились в районе Байкала. Её дальнейшее продвижение на восток могло вызвать войну с мощным противником – Японской империей. Советская республика находилась в сложной ситуации – война с белогвардейцами на юге, война с Польшей на западе, война с Финляндией на северо-западе. Воевать ещё и с Японией, имеющей мощную армию и флот, было нельзя. Необходимо было выиграть время, пока «земля горит» под интервентами и белогвардейцами на Дальнем Востоке. Накопить силы, завершить разгром врага в европейской части России, а затем перейти в наступление на востоке страны.
Были и другие объективные причины для такого шага. Зимой 1919—1920 гг. Красная Армия совершила мощный рывок на восток. Однако занятую территорию нужно было восстановить, навести там порядок. Состояние Западной Сибири, то есть тыла советских войск, было ужасным. Промышленность, транспорт и системы снабжения разрушены. Городам угрожал голод. Бушевала эпидемия тифа. Вымирали целые селения, эшелоны и военные части. В городах на больничных койках лежали тысячи людей (это была настоящая эпидемия, а не «китайский вирус» 2020 года). Продолжала бушевать крестьянская война. По тайге вовсю гуляли партизанщина и «зелёные» банды.
Таким образом, перед тем как идти за Байкал, необходимо было навести элементарный порядок в Сибири. Для установления советской власти в Забайкалье и на Дальнем Востоке у большевиков просто не было сил. Не говоря уж о войне с японцами, которые имели сильную, дисциплинированную армию. Образование ДВР эту проблему решало. Москва выигрывала время для будущего решительного наступления на Востоке. А пока белогвардейцев могла сдерживать или даже громить армия ДВР. При этом открывались перспективы переговоров с Западом. Антанта теперь мола договориться с демократическим правительством ДВР, эвакуировать военные и дипломатические миссии, свои оккупационные контингенты. Западные столицы, которые ратовали за «права человека», формально были удовлетворены учреждением парламентской республики.
Исходя из сложившейся ситуации, Москва приняла решение учредить промежуточное государство к востоку от Байкала – Дальневосточную народную республику (ДВР). Это позволяло постепенно освободить Забайкалье, Приамурье и Приморье от интервентов и белогвардейцев. С другой стороны, некоммунистические силы (иркутский Политцентр, эсеры) хотели создать парламентскую республику, свободную от «диктатуры пролетариата». Эсеры и другие партии надеялись, что создание демократической республики позволит сохранить восточную часть России и от японской оккупации, и от власти большевиков.
Для руководства работой в марте 1920 года было специально сформировано Дальневосточное бюро РКП(б), члены которого, А. А. Ширямов, А. М. Краснощёков и Н. К. Гончаров, были направлены в Верхнеудинск (современный Улан-Удэ) для организации нового государства. ДВР была провозглашена 6 апреля 1920 года Учредительным съездом трудящихся Прибайкалья. Съезд принял конституцию, по которой власть принадлежала трудовому народу. Столицей стал Верхнеудинск. Правительство возглавил Александр Краснощёков. Высшим органом власти было Народное собрание ДВР (НС ДВР), оно создавалось на основе выборов сроком на два года. В промежутках между сессиями работал президиум НС ДВР. Народное собрание было многопартийным: коммунисты и примыкавшая к ним крестьянская фракция (большинство), фракция зажиточных крестьян (кулаки), эсеры, меньшевики, кадеты, народные социалисты и бурят-монгольская фракция. НС избирало правительство.
На момент образования ДВР включала в себя Амурскую, Забайкальскую, Камчатскую, Приморскую и Сахалинскую области. Однако де-факто правительство ДВР не имело власти на большой части территории. В Забайкалье засело белое правительство Семёнова. На территории Приамурья, Приморья и Камчатки действовали местные просоветские автономные правительства – Исполком Совета рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов с центром в Благовещенске, Временное правительство Приморской областной земской управы с центром во Владивостоке. Часть территории Дальнего Востока, включая Северный Сахалин, оккупировали японские войска. В итоге первоначально руководство ДВР контролировало только западную часть Забайкальской области. Только в августе 1920 года Исполком Совета рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов Амурской области подчинился правительству ДВР.
Советская Россия в мае 1920 года признала ДВР и оказала ей политическую, финансово-материальную, кадровую и военную помощь. На базе Восточно-Сибирской советской армии (её сформировали на основе Народно-революционной армии Иркутского Политцентра, из партизан, повстанцев, рабочих дружин и сдавшихся колчаковцев Восточной Сибири) в марте 1920 года создали Народно-революционную армию (НРА) Прибайкалья, в апреле – НРА Забайкалья, в мае – НРА ДВР. Её с тыла усиливала 5-я советская армия, проблем с командными кадрами (советскими) и вооружением не было, в руках красных остались все склады погибшей армии Колчака. Основной задачей НРА было возвращение Дальнего Востока Советской России и уничтожение белых в Забайкалье и Приамурья. Численность армии осенью 1920 года составляла около 100 тыс. человек. Армию возглавил Генрих Эйхе – бывший царский офицер, после революции вступивший в ряды Красной Армии, командовавший полком, бригадой, 26-й стрелковой дивизией и 5-й советской армией на Восточном фронте.
В начале марта 1920 года Восточно-Сибирская армия потеснила семёновцев и заняла Прибайкалье с городом Верхнеудинском. Этот город и стал столицей ДВР. В апреле — начале мая 1920 года Народно-революционная армия ДВР Эйхе совершила две попытки выбить из Забайкалья Дальневосточную армию Семенова (читинские операции). На восточном фланге наступали части Амурского фронта под командованием Шилова, который был сформирован на базе партизанского Восточно-Забайкальского фронта и включал районы Оловянной, Нерчинска, Нерчинского Завода, Сретенска и Благовещенска (с мая — и Хабаровска). Однако взять Читу НРА не смогла. С одной стороны, красные не имели решающего превосходства в этих операциях, силы были примерно равны. С другой стороны, каппелевцы были отборными войсками Белой армии, и первые попытки красных ликвидировать «читинскую пробку» отбили. Кроме того, белогвардейцев поддерживали японские войска (5-я пехотная дивизия), они занимали главные коммуникации, что сковывало действия красных, которые не могли воевать с японцами.
Герб ДВР
Флаг ДВР
Вторжение японцев
В качестве повода для агрессии японцы использовали «Николаевский инцидент» — конфликт между красными партизанами и японскими войсками в Николаевске-на-Амуре в середине марта 1920 года. В период крушения колчаковского режима одни партизанские отряды во главе с Лазо двинулись во Владивосток, другие – в низовья Амура. Эти формирования возглавляли Яков Тряпицын – бывший царский офицер, советский и партизанский командир, и Лебедева-Кияшко. В феврале части Тряпицына заняли Николаевск-на-Амуре, где провозгласили создание Дальневосточной советской республики в составе низовья Амура, Сахалина, Охотска и Камчатки. Формируется Красная армия Николаевского округа.
11—12 марта 1920 года местный японский отряд при поддержке местной японской общины атаковал войска Тряпицына. Красные потеряли около 150 убитыми, свыше 500 ранеными. Ранен сам Тряпицын, его заместитель Мизин и начштаба Наумов погибли. Однако красные партизаны быстро пришли в себя, подтянули подкрепления, получили численное превосходство и к 15 марта полностью уничтожили японский гарнизон. Погибла и японская колония.
Известие об этой бойне потрясло Японию и было использовано военно-политическом руководством как повод для полномасштабного вторжения. В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года японцы атаковали красных на Дальнем Востоке. Японцы разгромили красных партизан от Владивостока до Хабаровска. На Нижнем Амуре Тряпицын эвакуировал Николаевск и сжёг город. Японцы оккупировали Северный Сахалин. В регионе устанавливается оккупационная японская власть. Только во Владивостоке погибло около 7 тыс. военных и мирных жителей. В числе погибших был и известный большевик и красный командир Серей Лазо. Япония ввела на русский Дальний Восток целую армию – свыше 170 тыс. штыков. Правда, японцы не распыляли свои силы, в русскую территорию вне главных коммуникаций не углублялись. Но все главные пункты и узлы коммуникаций заняли своими гарнизонами.
Комментарии