Творения великого сына украинского народа [Правда 1951]
На модерации
Отложенный
Сегодня, в разгар экономического кризиса и пандемии, можно наблюдать острые проявления национализма как на уровне правительств разных стран, так и на уровне обычных трудящихся. Капитализм, который уже давно достиг экономически глобальных масштабов, при очередном потрясении проявляет свое националистическое нутро. Каждый сам за себя - визжит напуганный за свои прибыли класс капиталистов, каждый сам за себя - вторит им подкупленная буржуазная пропаганда, каждый сам за себя - послушно повторяет одураченный рабочий класс.
На разных интернет-ресурсах можно наблюдать, как российские трудящиеся смеются над проблемами американских и европейских трудящихся, как радуются лавине безработицы, захлестнувшей Штаты и Европу, уровню их разрекламированной медицины и т.п. Так и хочется спросить по-Гоголю: Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Страшно предположить, насколько тяжелые последствия будут иметь кризис и пандемия в странах “не золотого миллиарда”, где капитализм не смог развить не то что медицину, но и саму экономику, чтобы подобным кризисам противостоять. Сколько безработных будет там, а сколько погибнет с голоду? Давайте все вместе над этими странами посмеемся и покажем пальцем на неудачников!
А что же Россия? Вы думаете - мало националистически настроенных трудящихся в мире, желающих посмеяться над нами? Над нашими проблемами? Тщедушный курс рубля - не повод ли для смеха? А ничтожный уровень пенсий? Прямая зависимость бюджета и экономики “мировой державы” от стоимости нефти на внешних рынках - не повод ли схватиться за животы? А дикие проценты по ипотеке по сравнению с цивилизованными странами, которые в скором времени из-за сокращения зарплат и персонала, людям нечем будет оплачивать? А бесконечный президент, кормящий свой электорат пустыми обещаниями? И все эти вышеперечисленные поводы существовали в нашей стране еще до пика пандемии и кризиса, а что начнется чуть позже? Не угорят ли со смеху 10 млн американских безработных над 20 млн российских безработных? Кто будет смеяться последним?
Последними при капитализме будут смеяться олигархи. Эта система создана для того, чтобы процветал именно их класс - класс крупных и крупнейших собственников на средства производства. А кто будет платить за их спасение, за их хорошее настроение и широкие морды? Какую бы капиталистическую страну мы ни взяли, то везде в ответе будут трудящиеся. Они уже расплачиваются за ущербность современной системы своими рабочими местами, урезанием доходов, собственным здоровьем, а многие уже заплатили своими жизнями. Смешно, не правда ли?!
Поэтому, во первых, трудящиеся должны осознать общность своих интересов, которые коренным образом отличаются от интересов капиталистов, а во-вторых, обнаружить эту общность интересов не только в границах отдельной нации или буржуазного государства, но и всего мира. Увидеть, что нет радости и счастья в том, что наемный работник Соединенных Штатов или Франции, Индии или России теряет свою работу, свою зарплату, а вслед за ними - средства к существованию. Разглядеть, что за всеми этими неурядицами стоит класс капиталистов и сама организация капиталистической системы, где трудящиеся - не только источники прибавочной стоимости, но и расходный материал, которым жертвуют в первую очередь ввиду его дешевизны и переизбытка.
По-другому было в социалистическом Советском Союзе. Там во главу угла был поставлен человек труда, его материальное и культурное развитие, а паразитические классы крупных частных собственников были уничтожены. В социалистическом государстве работы хватало всем, отсутствовали экономические кризисы, а благосостояние большинства граждан неуклонно повышалось, и это не миф, не сказка и не выдумка коммунистов. Проверьте сами. Благодаря реальной, а не показной, как в РФ, экономической стабильности, уверенности в завтрашнем дне в СССР развивался и укреплялся пролетарский интернационализм. Трудящимся нечего было делить, незачем было конкурировать, только соревноваться в своей компетенции и мастерстве, а опытом делиться с остальными на благо социалистической Родины.
Не хочется сильно идеализировать то время, т.к. любой переходный период от нижестоящей общественно-экономической формации к более высокой имеет свои недостатки, но их сглаживала восходящая тенденция общественного развития. Естественно, что это положительно отражалось на дружбе народов, на взаимном уважении и проникновении культур, воспевании прогрессивных деятелей прошлого и настоящего. Одним из таких прогрессивных деятелей был Иван Франко, который посвятил многие годы своего творчество воспитанию сознательности трудового народа Украины. Подробнее о знаменитом, но отчасти позабытом сегодня украинском прозаике, драматурге и общественном деятеле расскажет читателям статья из газеты “Правда” №149 от 1951 года.
= = =
Творения великого сына украинского народа
28 мая исполнилось 35 лет со дня смерти великого украинского революционного писателя Ивана Франко.
Все то лучшее, что создал на протяжении своей жизни сын галицкого кузнеца, явившейся после Шевченко подлинным светочем украинского народа, обладает силой вечного огня, поражает нас своим богатством и по праву входит ценным вкладом в сокровищницу передовой культуры.
Вышли в переводах на русский язык четыре книги пятитомного издания избранных произведений выдающегося классика украинской литературы Ивана Франко.
Ивану Франко пришлось жить и бороться в тяжелые времена, когда украинская земля была разорвана на части, когда народ украинский только мечтал о том радостном воссоединении, которое осуществлялось лишь в нашу эпоху благодаря мудрости великого Сталина.
Галиция, давшая миру Франко, многие десятилетия была полуколонией Австро-Венгерской империи. В мрачную пору господства австрийской реакции прозвучал впервые мужественный голос Ивана Франко. Его имя стало знаменем прогрессивных сил, неутомимо боровшихся против австрийского монархического режима с его сложной системой социального и национального угнетения, против польской шляхты, против украинского буржуазного национализма.
Активный участник рабочего движения, пламенный революционер-демократ Франко поднялся в своих произведениях до изображения классовой борьбы пролетариата с буржуазией, до критики основ капиталистического строя.
Франко был в подлинном смысле народным трибуном, гневным обличителем капитализма, певцом революционной демократии. Развивая на новом этапе традиции Чернышевского и Шевченко, Франко воплотил в себе лучшие черты украинского народа: его неукротимый порыв к свободе, его богатырскую силу и непримиримость к поработителям всякого рода. Когда австрийская реакция бросала Ивана Франко в тюрьмы, украинский народ слышал оттуда его пламенные, написанные кровью сердца “Тюремные советы” и “Думы пролетариата”. Когда галицкая реакция - буржуазные националисты, - злобствуя, травила “мужицкого сына”, из-под его пера появилось непокорное, грозно оптимистическое произведение - “Борислав смеется”.
Франко боролся против угнетения и мракобесия во всех их проявлениях, боролся за освободительные демократические идеалы всеми средствами: и художественным произведением, и научным исследованием, и страстной публицистикой.
Франко был глашатаем братской дружбы украинского народа с великим русском народом, он с гордостью называл себя русофилом, горячо пропагандируя передовую русскую литературу и общественную мысль. Произведения Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина наряду с произведениями Шевченко сыграли решающую роль в идейно-художественном формировании Франко как писателя, критика и общественного деятеля. Произведения русских писателей, писал Франко, “волновали нашу совесть, будили в нас человека, будили любовь к бедным и обездоленным”. Когда в 1905 году Максим Горький был заключен в Петропавловскую крепость, Ивана Франко мы видим в числе тех, кто заклеймил царское самодержавие, кто поднял свой голос в защиту Горького, которого Франко назвал “украшением русской литературы”.
Своим богатым литературным творчеством Франко продолжает благородное дело великих русских писателей-реалистов, веривших в неиссякаемые силы и прекрасное будущее народа.
Художественная проза его состоит из многих крупных повестей, блестящих рассказов, памфлетов и очерков. В них дана широкая реалистическая картина жизни рабочих, крестьян, интеллигенции.
Отдельные циклы рассказов посвящены представителям социальных низов, разоблачению жестоких нравов австрийских тюрем, порядков, господствовавших в школах с их изуверской прусской системой воспитания. В этом отношении рассказы “Маленький Мирон”, “Отец-юморист”, “К свету!” и другие были новым словом в украинской литературе. Новым явлением в украинской прозе была также сатира Ивана Франко, в которой он срывал маски с лживой буржуазной “демократии” в австрийской буржуазно-конституционной монархии. В сатире “Две конституции” Франко раскрыл существо буржуазной демократии, метко определив ее как “полную свободу… помирать с голоду”. Острым оружием сатиры, напоминающей своей бичующей силой известные сатиры Салтыкова-Щедрина. Франко разоблачает антидемократичность буржуазных выборов, классовый характер пресловутых буржуазных “свобод”.
В рассказах из крестьянского быта “Леса и пастбища”, “Сам виноват” и многих других писатель вскрывает корни народного бедствия, он показывает, как система капиталистической эксплуатации превращает крестьян в нищих, как нарастают новые социальные противоречия в галицийском селе. На шее крестьян сидели австрийская бюрократия, польская шляхта, украинские помещики, кулаки.
Перечитывая произведения Ивана Франко, современный западноукраинский крестьянин, свободный гражданин социалистического государства, воочию видит, какой горькой доли он избежал, на какую высоту поднялся наш народ, ведомый партией Ленина-Сталина.
Вершиной художественной прозы Ивана Франко следует считать его повести и рассказы о рабочем классе: “Борислав смеется”, “Удав”, “Бориславские рассказы”. В восьмидесятых и в начале девяностых годов прошлого столетия на конкретном материале бориславских нефтепромыслов Франко создал потрясающие картины жизни и борьбы рабочих масс, создав колоритный образ сознательного пролетария, организатора коллективной борьбы рабочих против капиталистов. Таков Бенедя Синица, вожак бориславских рабочих, руководитель первой, - правда, кончившейся поражением, - рабочей стачки в Бориславе.
Экономическая и политическая отсталость Галиции, ориентация Франко главным образом на крестьянство и демократическую интеллигенцию обусловили то, что он, несмотря на революционно-демократическую направленность своего творчества, не смог подняться до уровня идей марксизма. В одном из своих писем Франко, характеризуя свои политические взгляды, писал, что был “социалистом по симпатии, как мужик, но был далек от понимания того, что такое научный социализм”.
Но могучий дар и чутье художника помогли Ивану Франко создать красочную галерею бориславских рабочих, показать их своеобразный быт, рост их сознательности, передать предчувствие грозы над “средне-европейским болотом”, как называл Франко лоскутную Австро-Венгерскую империю. Он создал образ двуногого удава, хищника-эксплуататора, символизирующего собой капитализм.
Широко известен Франко и как драматург. Его драма “Украденное счастье” - жемчужина дореволюционной украинской драматургии. В ней выражен горячий протест против капиталистического обществаа, лишающего человека счастья, уродующего человеческую личность. С неизменным успехом идет эта пьеса на советской сцене.
Произведения Франко оказывали глубокое революционное влияние на массы, воодушевляя их на на борьбу с капиталистическим бесправием. Украинский народ гордился своим выдающимся сыном, который в условиях полуколониального гента, разгула реакции и мракобесия воспел зарю рабочего движения, изваял бессмертный образ каменщика, разрубающего скалу неправды, поставил свой великий дар на службу трудящимся.
В избранные произведения Ивана Франко вошли также лучшие его поэмы, стихи, легенды, песни.
Прозаик, драматург, ученый, публицист, общественный деятель, он в то же время был поэтом такого большого и пламенного таланта, что по праву может стоять рядом с Тарасом Шевченко.
“Как селянин, вскормленный черствым мужицким хлебом, я считал своей обязанностью отдать всю свою жизнь этому простому народу. Воспитанный в суровой школе, я с малых лет усвоил две заповеди: первая - чувство святой обязанности перед народом, вторая - необходимость неутомимой работы”. Вот почему, как свидетельствует М. Коцюбинский, во всем творчестве Ивана Франко “люди делятся на два лагеря - на угнетателей, против которых он острит, как меч, свое слово, и угнетенных, которым он отдает свое сердце…”
В поэтическом наследстве Ивана Франко есть два примечательных стихотворения - “Беркут” и “Каменоломы”. Они, как два маяка, стоят на границах его творческой судьбы, показывают народу, кого в жизни нужно любить и кого всей душой ненавидеть. В образе беркута поэт раскрыл кровожадный образ хищника-капиталиста. Поэт гневно говорит старому хищнику:
Ты ненавистен мне, парящий надо мною,
За то, что ты в груди скрываешь сердце злое,
За то, что хищен ты, за то, что с высоты
На тех, чью кровь ты пьешь, глядишь с презреньем ты…
……………………………………………………
И вот - курок взведен, мое ружье сверкает…
И холодный труп ненавистного хищника падает к ногам стрелка.
А с другой стороны - величественное стихотворение “Каменоломы”. Простые рабочие люди долгие годы подряд бьют гранитную скалу, чтобы проложить широкую дорогу. Тяжела работа у этих людей. Но ничто не может пошатнуть их, сильных и непреклонных, в своих надеждах на светлое будущее. И вот уж клонится скала, подрубленная ими, уже близок тот час, когда рухнет скала темноты и угнетения, и перед глазами тружеников предстанет светлая солнечная дорога.
Иван Франко был поэтому-гражданином в самом глубоком значении этого слова. Литераторы-декаденты, оторванные от интересов народа, духовно нищие и жалкие в своем творчестве, проповедовали в то время идеи “чистого искусства”. Они со злобой относились к могучему поэтическому таланту Ивана Франко, всеми способами стремились опорочить его поэзию: они не хотели замечать того, что Франко первый после Шевченко идейно и художественно расширил звучание украинского литературного языка, ввел в поэзию новые ритмы, жанры, интонации, не говоря уже о той галерее образов и человеческих характеров, созданных поэтом с огромной художественной глубиной и реалистичностью.
В посвящении к неоконченной поэме “Лесная идиллия” Франко, подобно Некрасову в его стихотворении “Рыцарь на час”, дал определение роли поэта в общественной жизни:
...Поэт к чужой судьбе пристрастен.
Он с целым миром делит горе.
И сам подвержен всякой хвори.
Как в арфе трепетной Эола,
В нем голос гор и ветер дола
Звучит, поет и не стихает:
В нем каждый ветерок играет.
Националистическому визгу реакционной интеллигенции, которая за копейки продавала себя Австро-Венгерской империи и вместе с тем кричала о любви и уважении к своему народу, Франко противопоставил свои широкие передовые взгляды, свою поистине пламенную любовь к народу, чувство поэта-патриота.
С уничтожающим презрением заклеймил поэт одного из таких лживых и продажных горе-патриотов в знаменитом стихотворении “Седоглавому”.
Любовь к народу и понимание его интересов, надежд и устремлений, борьба каждой строкой и словом, “огнем в одежде слова” глубоко роднят поэзию Ивана Франко с Пушкиным, Шевченко, Некрасовым.
Иван Франко чувствовал приближение великого социального переворота, и поэтому в известном стихотворении “Думы на меже” он горячо обращается к народу с призывом уничтожить собственнические межи, радостно включиться в обобществленный труд. Поэт рисует картину счастливого будущего:
Безмежные видел я в мыслях поля:
Трудом обновленная общим, земля
Кормила народ мой, свободный, счастливый.
Выход пятитомного издания произведений Франко на русском языке - радостное событие для всего советского народа, это еще один благородный факт, свидетельствующий о нерушимом братстве культур советских народов.
Произведения великого украинского писатели - мощное оружие в борьбе за мир, честь и справедливость на земле, оружие, которое огнем ненависти разит поработителей из лагеря капитализма.
Олесь Гончар,
Андрей Малышко.
Комментарии