Спасательный круг

На модерации Отложенный

Фото: IsraGeo.com

30 марта глава правительства Биньямин Нетаниягу и министр финансов Моше Кахлон представили программу экстренной поддержки экономики в период борьбы с пандемией коронавируса

 

Давид ШАРП

 

Кроме сугубо экономических и финансовых аспектов, Кахлон подтвердил то, что, в общем, было известно: после формирования нового правительства он уходит из политики.

Масштабы озвученного плана впечатляют — примерно 80 млрд шекелей, хотя, как отмечают многие экономисты, многое зависит от методики подсчета. Цифрам, вероятно, еще предстоит измениться, а механизмы реализации программы — выработать и усовершенствовать на практике.

Программа из четырех основных составляющих получила общее одобрение главы Банка Израиля, профессора Амира Ярона, который по статусу является главным экономическим советником правительства.

  • Первая — прямые бюджетные инвестиции в систему здравоохранения, которые составят 11 млрд шекелей. 1 млрд направляется на работу с категорией населения, входящей в группу риска, то есть с пожилыми людьми. Речь идет о мерах, направленных на снижение опасности их заражения Covid-19, в частности, об обеспечении изоляции. Значительная часть оставшихся 10 млрд пойдет на закупку различного оборудования. Так, поставлена цель провести 20.6 млн тестов на наличие коронавируса до конца текущего года. Планируется приобрести аппараты ИВЛ, маски, различные компоненты защиты и т.д. Минздраву также предстоит существенно пополнить запасы лекарств, в том числе, и не имеющих прямого отношения к лечению Covid-19. Будет осуществлен прием дополнительного медперсонала и создание в больницах новых койко-мест. Выделяются средства на оплату пребывания больных на карантине в гостиницах, а также создание изолированных зон внутри больниц.

Значительную часть закупок придется осуществлять за рубежом, но немалая доля, судя по всему, перепадет и израильскому производителю. Налицо тот самый случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло: уже сейчас понятно, что по результатам нынешних событий будут восстановлены некоторые важные компетенции, а другие придется приобретать с нуля и затем сохранять. Яркими примерами является производство такого, казалось бы, простого продукта, как защитные маски, и такого далеко не тривиального, как аппараты ИВЛ. Часть новых или старых-новых компетенций относятся к наукоемким сферам производства и, вероятно, получат экспортный потенциал. Ряд израильских компаний, в первую очередь, из сферы ВПК, уже предлагают и смогут предложить в будущем немало интересных решений и идей. Мировой же спрос же на все, что может помочь в борьбе с нынешней и потенциальными эпидемиями, в обозримой перспективе будет очень велик, ведь прогноз о перераспределении ресурсов и приоритетов в пользу сферы здравоохранения более чем реален.

В деле пополнения рядов медперсонала быстрого результата не достигнуть даже при наличии соответствующего решения и бюджета. Надеюсь, нынешний кризис расшевелит власти и заставит принять все необходимые меры по преодолению давно и болезненно ощутимого в нашей медицине кадрового дефицита!

  • Второй "кит", на которого опирается озвученная программа, — непосредственная поддержка наемных работников, обладателей так называемых свободных профессий и мелких предпринимателей. Здесь все достаточно просто: 20 млрд шекелей выделены на пособия по безработице и иные выплаты подобного рода. В наиболее выигрышном и понятном положении оказывается самая многочисленная категория — наемные работники. Им на пособия, будь то за увольнение или выход в неоплачиваемый отпуск, ассигнуют 14-17 млрд шекелей. О ряде аспектов, включая и лиц, достигших пенсионного возраста, но продолжающих работать, речь пойдет ниже.
  • Третий "кит" — помощь частному бизнесу — самый внушительный: 40.7 млрд шекелей. Среди прочего, речь идет об отмене арноны за март-май для бизнесов и компаний, пострадавших от кризиса. Часть затрат перекинут на органы местной власти, а в целом их сумма составит 2.7 млрд шекелей. 6 млрд пойдут непосредственно пострадавшим компаниям, в том числе, и на стимулирование набора персонала, еще 3 млрд, которые в виде налоговых авансов уже выплачены компаниями в феврале и марте, минфин им вернет.

Далее идет кредитная статья: для мелких и средних бизнесов ее фонд достигнет 8 млрд, для крупных — 7 млрд шекелей. Последние смогут получить ссуду в объеме до 8% от годового оборота. Когда я писал о методиках подсчета, то особенно имел в виду следующее: 9 млрд шекелей, обозначенные как часть 80-миллиардной программы, — не что иное, как отсрочка платежей по НДС, арноне, счетам за воду, электричество и т.д. Это, несомненно, помощь, и значительная, однако перенос платежа — это все же не подарок и даже не ссуда. В этой же категории и такой подпункт, как готовность минфина ускорить выплаты поставщикам различных товаров и услуг государству.

  • Наконец, последняя фундаментальная составляющая плана спасения на данный момент носит наименее конкретный характер. Речь идет о 7.7 млрд шекелей, которые планируется выделить на стимулирование экономики в целом. О 4.8 млрд из этой суммы на момент написания статьи неизвестно ничего определенного. 1.5 млрд шекелей выделены на ту или иную финансовую помощь мелким и средним компаниям из сферы высоких технологий — все-таки это флагман отечественной экономики. Сотни миллионов потратят на улучшение возможностей получения населением различных услуг через интернет и по телефону, а также усовершенствование сферы дистанционного обучения.

<hr class="wp-block-separator"/>

Но вернемся к наиболее актуальной для многих рядовых граждан теме пособий и родственных им выплат.

Лицам свободных профессий и частным предпринимателям с небольшим объемом доходов выделено за все, про все 2.7 млрд шекелей. Максимальная выплата за март составит 6 тысяч, а за апрель — 8 тысяч шекелей. На данный момент все критерии получения не обнародованы, а те, что известны, носят весьма проблематичный характер. Так указанные суммы смогут получить почему-то лишь те, кто достиг 28 лет. При этом если доход семейной пары составляет 240 тысяч в год и более, то данные пособия — кстати, облагаемые налогом — не выплачиваются, даже если бизнес приносит значительно меньше.

Приятной неожиданностью стало то, что правительство не оставило без внимания тех, кто продолжал работать после достижения 67 лет и теперь уволен или отправлен в неоплачиваемый отпуск. Лица этой категории, то есть пенсионеры, не имеют права на получение пособия по безработице. Однако в свете чрезвычайных обстоятельств им дали возможность получить специальные выплаты от "Битуах леуми". Те, кто уволен или отправлен в неоплачиваемый отпуск с 1 марта по 19 апреля, может обратиться в это ведомство и службу по трудоустройству с соответствующим запросом. На время пребывания в неоплачиваемом отпуске этим лицам будет выплачиваться пособие по старости в размере 2200 шекелей в месяц. Кроме того, им положена выплата, которая варьируется в промежутке между 1 и 4 тысячами, в зависимости от размера доходов в преддверии вынужденного ухода в отпуск. Тем, кто получает пенсию в сумме свыше 5 тысяч брутто, ни пособие по старости, ни означенная выше выплата не полагаются.

Что касается наемных работников допенсионного возраста, которые уволены или оказались в неоплачиваемом отпуске, то, как отмечают в Ведомстве социального страхования, в связи с колоссальным наплывом обращений (пособие составляет 70% зарплаты, максимум — 10500 шекелей брутто в месяц) рассмотреть все до 6 апреля просто не представляется возможным. Поэтому часть безработных получит в этот день аванс пособия в размере 2 тысяч шекелей, а уже после рассмотрения обращения — пособие целиком плюс полагающийся остаток.

Еще один вопрос, которым задаются в последние дни многие израильтяне, — в чем разница между увольнением и отпуском без содержания. В случае увольнения расставание является окончательным, и работник должен получить все, что ему полагается по закону, в частности, компенсацию и неизрасходованные отпускные. Во втором случае предполагается, что по окончании отпуска работник вернется на рабочее место, но в отпускной период он и работодатель, среди прочего, прекращают пополнять сберегательную пенсионную программу. Правда, на работодателе на протяжении двух месяцев лежит обязанность платить страховку в размере 350 шекелей в месяц.

Пандемия коронавируса и антикризисные меры обойдутся израильской экономике очень дорого. Нынешние оценки, в том числе, и минфина пока весьма приблизительны. Наиболее оптимистичная говорит о грядущем 6-процентном дефиците госбюджета из-за резкого сокращения государственных доходов и увеличения расходов. Пессимистичная и более реалистичная оценка — 10% дефицита. Такая цифра до нынешних событий никому не снилась даже в самом кошмарном сне. Подобный дефицит теоретически допускался лишь в случае по-настоящему масштабной войны, по сравнению с которой Вторая ливанская 2006 года или операция "Несокрушимый утес" 2014-го — детский лепет…

Пока же можно констатировать, что истекший март ознаменовался колоссальным всплеском безработицы. Еще в начале месяца доля нетрудоустроенных наемных работников составляла 3.9% — великолепный показатель, воспринимающийся уже на уровне своего рода погрешности — мол, это даже не совсем безработица, а отражение естественного процесса смены людьми рабочих мест. К 1 апреля данный показатель достиг рекордных 24.1%: в абсолютных цифрах это означает, что к примерно 160 тысячам безработных "докоронного" периода добавились 843,945 человек, что в сумме составило 1,004,316. Миллионный рубеж преодолен, и это вовсе не первоапрельская шутка. Обнадеживающим показателем во всем этом является то, что 89.7% всех новых безработных находились в неоплачиваемом отпуске. То есть по мере ослабления карантинных мер (по оценкам правительства это начнется после Песаха или с конца апреля) они начнут постепенно возвращаться на работу. Однако вернутся, увы, не все — очевидно, что часть бизнесов закроются или сократят персонал.

Кстати, рост увольнений наблюдался в течение всего марта, стартовав с 5% и достигнув к концу месяца 9% от общего числа. Среди лишившихся работы или отправленных в неоплачиваемый отпуск примерно 58% женщин и 42% мужчин. Поскольку в обычной ситуации женщины составляют 55% безработных, можно констатировать, что представительницам прекрасного пола нанесен более тяжелый удар. Рекордным за всю историю Израиля днем по числу новых безработных стало 19 марта, когда в бюро по трудоустройству зарегистрировалось 127,464 человек.

"Новости недели"