Памятная дата: 45 лет назад произошёл аварийный пуск корабля Союз-18А

На модерации Отложенный

5 апреля 1975 года, с космодрома Байконур стартовал очередной пилотируемый космический корабль.

На борту экипаж с позывным «Урал» - два Героя Советского Союза – Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров.
В сентябре 1973 года они уже были на орбите, выполнив двухсуточный испытательный полёт на «Союзе-12», именно в этом составе.
И именно они первыми летали в аварийно-спасательных скафандрах «Сокол-К», которые были разработаны после трагической гибели при возвращении на Землю экипажа предыдущего корабля – «Союз-11».
Мы всегда будем помнить этот экипаж – Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева…

И вот новый старт. Ещё никогда до этого не было случая, чтобы космонавты летели в новый полёт в старом составе.
Предстояла стыковка с орбитальной станцией «Салют-4» и работа на борту в течение месяца. Корабль должен был получить имя «Союз-18»… Но не случилось…
Запуск корабля (его заводское обозначение 7КТ №39) оказался аварийным. "Уралам" не суждено было добраться до орбиты.
На 289 секунде, после включения двигателя третьей ступени, одна из трёх створок хвостового отсека не отделилась. Это исказило факел двигателей и вызвало возмущающий момент, который не смогла парировать система управления.
Результат привел к отключению двигателя и отделению корабля от третьей ступени ракеты-носителя…
Корабль достиг высоты 192 км (почти в 2 раза выше линии Кармана), разделился на отсеки, и спускаемый аппарат перешёл на спуск с отрицательным аэродинамическим качеством и, как следствие, с очень большой пиковой перегрузкой в 21,3g… А это на грани человеческих возможностей.
Оба космонавта находились в обморочном состоянии…
Спускаемый аппарат приземлился к юго-западу от города Горно-Алтайск, в 829 километрах к северу от границы с Китаем, в Восточно-Казахстанской области на высоте 1200 м на заснеженный склон горы Теремок-3 и начал скатываться вниз.

За 152 м до обрыва опасный спуск был прекращён благодаря парашюту, зацепившемуся за деревья.
Высадившись в снег при температуре −7 °C, космонавты надели спасательные комбинезоны. В. Лазарев, не имея достоверных сведений насчёт места их приземления и опасаясь, что они приземлились в Китае, следуя инструкции, сжёг документы, касающиеся некоторых экспериментов, которые были запланированы для выполнения на орбите. Вертолёт спасателей не смог выполнить зависание в месте посадки и высадил спасательную команду на лёд реки Уба, находящейся у подножья горы Теремок-3. Попытка подняться по склону горы вызвала снежную лавину, засыпавшую всю группу, вторая группа спасателей откопала своих товарищей (обошлось без жертв).
Раньше спасателей до космонавтов добрались геологи, одному из них удалось высадиться с вертолёта и добраться до места посадки. Космонавты были благополучно эвакуированы на вертолёте ВВС (пилот Салим Гареев) на следующий день после их обнаружения. Командир вертолёта отказался брать на борт геолога, сославшись на то, что не может по инструкции брать на борт посторонних. Только после заявления О. Макарова, что без него он никуда не полетит, на борт взяли и геолога. Спасательной бригадой космонавты были возвращены в Звёздный городок, спускаемый аппарат был также эвакуирован спустя некоторое время.
Первоначально заявлялось, что космонавты перенесли перегрузки без всяких последствий. Тем не менее, позже выяснилось, что здоровье В. Лазарева довольно сильно пострадало из-за больших перегрузок. В советский период о неудачах советской космической программы редко сообщалось что-либо официальное, поэтому первая открытая публикация о неудачном полёте «Союза-18-1» появилась в газетах СССР более чем через месяц, 8 мая 1975 года.