Не ждите возврата

На модерации Отложенный

Коронавирус

Михаэль Лайтман 00:30, 5 Апр 2020

Мы все выйдем из карантина в новый мир с другой экономикой, с другими приоритетами и перспективами, с другими ограничениями и возможностями. Чем лучше мы поймем его сейчас, тем легче пройдет акклиматизация.

Несмотря на драматичность, которую так любят СМИ, когда адекватные эксперты и трезво мыслящие люди размышляют о текущем этапе развития, они вовсе не жалеют о прошлом и с надеждой встречают будущее.

Их общий знаменатель неоспорим: научно-технический прогресс, каким мы его знали, уже давно замедлился и поставил мир перед глобальными угрозами, которые являются его неотъемлемыми побочными эффектами. Проще говоря, на прежнем пути мы разрушали самих себя, нещадно растрачивая ресурсы и насаждая в умах парадигмы потребительской деградации.

Обозреватель The Guardian Денни Дорлинг считает, что коронавирус стал аварийной тревогой, нажатой кнопкой стоп-крана, которая поможет человечеству очнуться и перейти на другие рельсы. Настала пора выйти из оцепенения. Нам говорили, что мы идем к светлому, просвещенному, культурному, цивилизованному миру, но вели при этом в мрачную реальность международных корпораций, международного капитала, бесконечной работы, беспросветной безработицы, нескончаемых экологических кризисов и повального отупения.

Однако тенденции ломаются, хотим мы того или нет. Будущее стучится в дверь, и оно не такое, каким видится прошлому. Отвергая и игнорируя его, мир рискует попасть в турбулентность, перед которой коронавирус покажется цветочками. И потому необходимо откликнуться на тревожный звонок уже сейчас.

Согласно науке каббала, каждый новый этап включает пять стадий. Сначала он подспудно зарождается, потом проявляется, потом мы начинаем уделять ему внимание, потом сопротивляемся переменам, потом принимаем их за неимением другого выхода. В этом алгоритме взросления коронавирус, сам по себе, не станет решающим триггером. Он в какой-то степени отучает нас от старого, но не позволяет привыкнуть к новому, не раскрывает, не проясняет его в нашем сознании. Пока.

Тем не менее, процесс запущен, и со временем до нас дойдет, что забыть об этом, как о страшном сне, не получится. Тогда мы задумаемся, как выстраивать свою жизнь на будущее, и нам поневоле придется всплывать над туманом. Суть нынешней ситуации в том, что она требует изменить социально-экономические отношения, изменить подход к распределению бюджетов. С 2008 года стало ясно, что в кризисных условиях людям придется обеспечивать сносную жизнь. Теперь мы начинаем понимать:

жизнь должна быть не просто сносной, а нормально обеспеченной в экономическом плане и осмысленной, интегральной, взаимообогащающей — в человеческом.

Вот к чему подводит нас период самоизоляции, конца которой мир так ждет. Сейчас мы по безвыходности лишаем себя прежних радостей, потому что понимаем: все в ответе друг за друга. Но мы в ответе друг за друга и без вируса! Таков главный урок, и нельзя его упустить! Впереди проступают контуры будущего общества, более равноправного, заботливого, взаимосвязанного. И под него надо постепенно перестраивать все: школы, профессии, системы, мировоззрение.

Поначалу все это будет казаться искусственным, сырым, неуклюжим. Что поделаешь, обувь надо разнашивать, плоды надо выращивать, ребенка надо учить. Зато это позволит миру вступить в новую, неизбежную эпоху без эксцессов, вызванных ее тотальным неприятием.

И здесь мы, народ Израиля должны сыграть решающую роль. Почему? Потому что мы всегда были открыты новому. Мы не просто принимали, мы приближали и формировали его. Удивительным образом в нас живут две противоположности: твердокаменная приверженность своим исконным основам и фантастическая готовность к переменам, беспримерная адаптивность, вечный поиск, вечный порыв.

К сожалению, мы не желаем разобраться в себе, понять, откуда это в нас и что это значит. Но время не ждет, оно явно демонстрирует миру, что эти наши качества приобретают критическое значение. Мы способны понять и принять новое, показав добрый пример всем.

Ну а пока мы спим в карантине, народы ненавидят нас все сильнее. Они не сознают подлинных причин, но чувствуют, что мы несем им вред. Сегодня нас, само собой, обвиняют в пандемии — и в то же время ждут от нас вакцины. В действительности же мир безотчетно ждет от евреев лекарства от главного недуга — эгоизма. И пока люди его не получат, антисемитизм будет цвести пышным цветом. Ведь он «вшит» в человечество еще с тех пор, как евреи стали народом у горы Синай.

Поэтому и нам, и миру поможет в итоге лишь одно — пробуждение народа Израиля от спячки. Таков еще один урок коронавируса. Сколько бы мы ни отмахивались, не поможет. От нас все равно ждут помощи, даже когда клеймят и обвиняют в совершенно бредовых грехах.

Что же мы можем дать миру?

Что он примет от нас с искренней благодарностью и признает «погашением долгов»?

Связь. Мы можем дать миру человеческую связь, которая разрешит все проблемы. Мы можем сформировать общество, которое отвечает на вызовы времени.

В наш век это называется бранным термином «социализм», но я не побоюсь этого слова. Да, социализм — тоже наше порождение. И хотя на нем стоит жирный крест советского опыта, но потому лишь, что нельзя срывать недоспевший плод, нельзя силой навязывать отношения, для которых еще не созрели ни люди, ни обстоятельства.

Лучше всех это описал Марк Голанский, доктор экономических наук, который в 1987 году рассказал о грядущем развале СССР так, словно видел его воочию. «Время капитализма — пишет он, — современный период развития, а время социализма — будущий период зрелости. Эти две системы в действительности являются двумя последовательными этапами существования человечества, и им лучше не пересекаться во времени.

Капитализм окажется неприспособленным для зрелого общества. Чтобы сохранить достигнутый уровень жизнеобеспечения, обществу требуется система более стойкая к экологическим неурядицам и менее чувствительная к рентабельности. К такому заключению однозначно приводят прогнозы, предсказывающие к моменту перерождения капитализма в социализм такую высокую ступень интеграции мировой капиталистической системы, что она становится единой и неделимой».

К этому рубежу мы подходим сейчас. А коронавирус, по сути, — часть экологических проблем, с которыми сталкивается человечество.

Каббала же добавляет к этому еще один пласт, связывающий все воедино: мы сталкиваемся сегодня не с природой, а с самими собой. Природа не спонтанна, она наша мать, и она всегда отвечает нашему уровню развития. Вот и сегодня ее давление вызвано тем, что пришло наше время повзрослеть, измениться. Мир почти созрел. И кто поможет ему осознать происходящее, если не мы?