Продолжение статьи "Что есть истина"

На модерации Отложенный

  Проблема истины является пограничной между логикой и философией.

Польский логик  Альфред Тарский ещё в 1935 году дал такое формальное определение понятия истины: Суждение «x» истинно, если и только если событие X действительно имеет место. «Суждение «Снег бел» истинно тогда и только тогда, когда снег бел».

Казалось бы простая банальность и полное соответствие корреспондентной теории Аристотеля. Но дело в том, что Тарский различил объектный язык, на котором говорят о том или ином предмете, и метаязык, рассуждения о самом языке. При определении истинности мы сопоставляем не объектный язык с самими объектами, а метаязык с объектным языком. 

 Итак, истинность есть оценочная характеристика знания, фиксирующая по принятым субъектом познания критериям его соответствие своей предметной области. Истинность – это свойство знания, а не свойство предмета

 К термину «истина» применимо определение термина в рамках метаязыка. Хотя мы и употребляем словосочетание «говори истину» вместо громоздкого «говори суждение, которое обладает свойством быть истинным», мы помним, что само знание не может быть истиной или ложью, но оно может быть истинным или ложным

Ошибочное отождествление истины и реальности происходит в результате архаического гипостазирования абстрактных понятий, что часто допускает обыденное мышление и художественно-образное мышление романтичного гуманитария. Термин «объективная истина» не может означать, что истина существует как материальный предмет. Говоря об «истинном друге», мы понимаем под ним человека, поведение которого соответствует нашему понятию дружбы, но от этого друг не становится истиной, а остаётся человеком. И если Библия приписывает Христу слова: "Я есмь путь и истина и жизнь", то это метафорическое выражение, призывающее верующих следовать примеру Христа в его деяниях, а не альтернатива философии. 

Итак, в современной философии произошла «деонтологизация истины». Объективность истинностных суждений означает, что в нашем знании имеется содержание, не зависящее от нашего желания. Хотим мы того или нет, а город Одесса расположен на побережье Черного моря. Но не истина там расположена, а город.

Критерием «истины» (истинности) знаний является практика, вся многогранная деятельность человека, которая не сводится к эмпирической проверке фрагментов знания. Этот критерий можно представить как оптимальное соотношение между знанием и деятельностью, как неустойчивое равновесие между ними. Ситуация похожа на старание серфингиста удержаться на океанской волне.

Стремление к истинному знанию не есть асимптотическое приближение «суммы относительных истин» к пределу, олицетворяющему абсолютную истину, как считал Ленин, поскольку меняется и реальность, и наши представления о ней, и мы сами. 

Иногда перечисляют «разновидности истины»: «относительная», «абсолютная». Да, знание относительно и конкретно, его истинность определяется в зависимости от условий, места и времени, а объективно потому что не зависит от нашего желания, и в тоже время относительно, что означает его незавершенность, но отнюдь не произвольность. Относительность и объективна и конкретна. Наше знание неполно. Мы совершаем полные, необратимые, законченные действия в условиях принципиально неполного и незаконченного знания.

 Отсюда непредсказуемость наших индивидуальных жизней и даже путей эволюции общества. 

Аспект абсолютности  истины понимается в двух смыслах: или это полное знание или это завершенное знание о конкретной завершенной ситуации. Что касается первого, то исчерпывающей информации получить невозможно по законам физики: для полной информации даже об элементарной частице нужна бесконечная энергия. Энгельс был прав, заявив что «Все фабриканты вечных истин были в большей или меньшей степени ослами и шарлатанами... Применять мерку подлинной неизменной, окончательной истины к знаниям, которые по самой природе вещей относительны – значит доказывать лишь свое собственное невежество и непонимание»./ Соч.,Т.20. С.90-91/   

Для самоуверенных и обычно невежественных «обладателей истины» это больной вопрос. Как заметил академик и директор Института философии РАН А.А. Гусейнов беда в том, что «когда люди говорят об абсолютном (истине, морали, боге) они преисполняются какой-то непонятной и непроницаемой уверенностью что их утверждения обладают абсолютной истинностью по той причине, что они говорят  об абсолютной истине». / журнал «Вопросы философии» 2009, №9. с.7./ 

Что касается второго смысла – то это тоже никакая не «абсолютная истина», а конкретное знание, вроде даты вашего рождения по придуманному людьми календарю или температуры кипения воды на уровне моря по придуманной людьми шкале термометра. Как ни прискорбно, но абсолютная и вечная «Истина» – иллюзия романтического и наивного сознания. 

Истина и правда - разные понятия. В повседневной жизни мы часто не различаем истину и правду, говорим, например, «я хочу знать правду», а подразумеваем желание знать истинную информацию.

Дело в том, что истинность характеризует знание в аспекте его отношения к своей предметной области, а правдивость – этическая категория. Она характеризует тот факт, что человек честно говорит так, как он думает. Не всякая правда является истиной, ведь можно искренне заблуждаться. Иногда говорить правду опасно, иногда неприлично. Не зря писатель А.В. Вампилов заметил: «Говорите правду - и вы будете оригинальны». По подсчетам психологов человек говорит неправду много раз в день, но в основном безобидную, чаще комплиментарную, для вежливости. А мне вспомнилась довольно едкая шутка:

"Дураком быть выгодно, но очень уж не хочется. Умным - очень хочется, но могут и побить".

 

 Ложь и обман. Различают ложь как добросовестное заблуждение (например, ошибка учёного в исследованиях или школьника в решении задачи)  и ложь как умышленный обман. Например, лесть является приятным для адресата обманом. Обманом является и подборка информации под нужный концепт при умалчивании неудобных фактов. Часто людей обманывают, выдавая ложные или необоснованные посылки за истинные и потом часто  повторяя «а поэтому…». (особенно часто это делают пропагандисты). Коварной разновидностью обмана является полуправда, подборка специально подобранных верных фактов и цитат в смеси с ложными комментариями и подтекстами. Ложь и обман в их различных комбинациях используют для манипулирования как личностным так и массовым сознанием