Золотовалютных резервов России хватит до лета, их спустят на спасение олигархов

На модерации Отложенный

Экономика страны впадает в неизбежную рецессию

 

Золотовалютных резервов России хватит до лета, их спустят на спасение олигархов

Золотовалютные запасы России могут закончиться уже к лету. Такое мнение высказал «Свободной прессе» директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. По его словам, заявления российских политиков о огромных золотовалютных резервах, которых хватит на несколько лет полного обеспечения страны все меньше похожи на правду. Только за одну неделю «черного марта» резерв Банка России сократился на 5,1% — $ 29.8 млрд.

Эксперт рассказал, что на самом деле золотовалютный резерв и Фонд национального благосостояния «не резиновые» и не стоит доверять заявлениям политиков.

Он уточнил, что бюджет России завязан на определенной цене на нефть — 42 доллара за баррель и в условиях нефтяной войны очень быстро теряет деньги. Кроме того, ситуация осложняется пандемией коронавируса, которая тоже требует вложения огромных средств. В таком темпе, по его мнению, Россия сможет продержаться считанные месяцы.

 

Плачевное положение российского бюджета подтверждает то, что по сообщениям ЦБ всего лишь за одну неделю марта Россия потеряла 5,1% своего резерва. Сейчас в распоряжении ЦБ находятся только $ 551.2 млрд и при сохранении таких низких цен на нефть денег надолго не хватит. Также колоссальные средства уйдут на обеспечение нерабочей недели и в случае введения ЧП расходы разорят золотовалютный резерв.

Отметим, что в последние две недели инвесторы в Европе и США продолжали массово скупать золотые и серебряные слитки и монеты, с тем чтобы защитить свои активы от падения мировых цен на акции.

Крупнейшие в Европе заводы по переработке золота изо всех сил стараются поддерживать производство, что становится непросто из-за усиливающихся карантинных мер.

На этом фоне странным выглядит то, что Россия в минувшем году рекордно нарастила экспорт золота в Великобританию — более чем в 12 раз в стоимостном выражении до $ 5,33 млрд. Не ожидали такого кризиса? И что делать теперь? Как долго еще удастся заливать пожар из имеющихся золотовалютных запасов?

— ЗВР состоят из высоколиквидных государственных активов, к которым относятся иностранная валюта, специальные права заимствования, резервная позиция МВФ и монетарное золото, — рассказывает экономист, редактор телеграм-канала Politeconomics Хазби Будунов.

— Первые три образуют валютные резервы. Размер резервов говорит лишь о том, насколько государство обеспечено финансовой подушкой во время кризисов.

«СП»: — Только за одну неделю «черного марта» резерв Банка России сократился на 5,1% — $ 29.8 млрд. Так ли это? Почему?

— Да, сам ЦБ сообщил о снижении резервов в связи с отрицательной курсовой переоценкой вследствие роста доллара. Последние несколько лет ЦБ снизил долю активов в долларах в два раза. Можно сказать, это отрицательный эффект дедолларизации.

«СП»: — Некоторые аналитики считают, что в случае ухудшения экономической и эпидемиологической обстановки деньги закончатся уже через несколько месяцев. Так ли это? А как же «подушка безопасности», которой постоянно хвастается правительство?

— Конечно, любые запасы рано или поздно заканчиваются. Но государство в принципе не может исчерпать запас денег, так как может выпустить новые деньги для финансирования своих расходов.


«СП»: — На какие резервы реально Россия сегодня может рассчитывать? На что именно и насколько их хватит? Есть ли возможности их увеличить?

— У России сейчас достаточно валютных и рублевых запасов, которые можно было бы потратить на поддержку совокупного спроса, создание рабочих мест, увеличение финансирования здравоохранения, образования, инфраструктуру. Расходы государства будут генерировать новые доходы, в этом смысле вопрос, когда закончатся деньги, немного абсурден. Государство должно не накоплять деньги, а тратить их.

«СП»: — Василий Солодков утверждает, что бюджет России завязан на определенной цене на нефть — 42 доллара за баррель и в условиях нефтяной войны очень быстро теряет деньги. кроме того, ситуация осложняется пандемией коронавируса, которая тоже требует вложения огромных средств. Так ли это? А если цены на нефть выровняются? Или на это рассчитывать не стоит? — Действительно, в бюджете на 2020 года заложена базовая цена нефти Urals $ 42,4 за баррель, уже сейчас в порту Роттердам российская нефть отгружается за $ 16-$ 17 за баррель, а себестоимость трех крупнейших производителей около $ 12 за баррель. Даже если цены на нефть вырастут до $ 50 экономике уже будет причинен гигантский ущерб и восстановление может занять годы. Поэтому России необходима другая модель экономическая развития, ориентированная на внутренний рынок.

«СП»: — Сообщают, что в последние две недели инвесторы в Европе и США продолжали массово скупать золото. Что происходит?

— Весь март инвесторы скупали доллары, а золото падало в цене. Поведение инвесторов постоянно меняется, что связано с высокой неопределенностью.

«СП»: — Сегодня политики вынуждены успокаивать народ, как это было в 2008 году, когда обещали, что экономический кризис обойдет Россию. Или, как Ельцин в 1998 году. То есть верить им нельзя по определению?

— Большинство стран (США, ЕС, Япония и др.) объявили о масштабных мерах поддержки рынков и населения, чтобы легче пережить кризис и пандемию. Россия была одной из немногих стран, которая практически ничего не сделала в условиях падения рынка и рубля. Меры, объявленные Мишустиным, и позже дополненные Путиным, незначительны по сравнению с масштабом произошедшего и того, что произойдет в будущем. В отличие от нефтяных компаний и крупных банков, народу правительства помогать не собирается.

По словам преподавателя кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ Сергея Маргулиса, падение золотовалютных резервов ЦБ РФ стало почти рекордным, хуже было только в октябре 2008 и январе 2009 в период мирового экономического кризиса.

— Но тогда причины кризиса были сугубо экономическими, т. к «перегрев» на фондовом рынке, ипотечный кризис и общая цикличностью мировой экономики. Насколько затянется нынешний кризис, его уже можно считать состоявшимся, остаётся вопросом. Многое будет зависеть от того на сколько быстро мир справится с пандемией коронавируса. Очевидно, что в ближайшее время государство будет вынуждено вливать колоссальные средства для удержания более-менее приемлемой социально-экономической ситуации в стране, в т. ч. для поддержки бизнеса, который терпит огромные убытки (малый бизнес и вовсе разоряется), а также населения, оставшегося без работы (например, выплаты безработным в Москве и области). Кроме того, крайне затратными для страны является и меры по противодействию COVID-19.

Что касается, ситуации на нефтяном рынке, то даже в случае успешных переговоров с Саудовской Аравией (если таковые состоятся) резко роста цен на нефть в ближайшие месяцы ждать не приходится. В условиях пандемии коронавируса в ЕС и США спрос на нефть сильно упал из-за резкого сокращения производств и перевозок и вряд ли резко вырасти раньше осени.

Коронавирусом переболеет почти все население планеты: неудобная правда!

Cколько секса нужно для здоровья

Следовательно, очевидно, что золотовалютные резервы РФ продолжат резко сокращаться. Для пополнения бюджета могут быть задействованы новые механизмы. Одним из таковых уже стало введение налога на проценты по вкладам свыше 1 млн рублей.

При это, в целом, драматизировать ситуацию я бы не стал. Средств должно хватить. Кроме того, с аналогичными, а некоторые и более серьезными проблемами сейчас столкнулись и многие развитые страны Европы.

— Золотовалютные резервы России сократились на 30 миллиардов за отчетную неделю к 20 марта, — говорит экономист Татьяна Куликова.

— Но это была нетипичная неделя. За это время курс доллара к базовым валютам, т.е. к евро, фунту стерлингов, швейцарскому франку, йене — сильно вырос. Потому что в эту неделю была острая фаза кризиса на мировых финансовых рынках. В связи с этим там был дефицит долларовой ликвидности. В российских ЗВР практически нет доллара, значительное сокращение резервов было из-за переоценки. Так что по этой неделе делать выводы преждевременно.

В четверг выйдет статистика за отчетную неделю, завершившуюся 27 марта, там мы посмотрим, что на самом деле, насколько сильно уменьшаются ЗВР. За эту неделю рост курса доллара завершился.

Тем не менее, проблема есть. Кончено, мы не рассчитывали на такой кризис, что придется помогать экономике в таком объеме и тратить ЗВР для спасения бизнеса. ЗВР будут расходоваться быстрее, чем при обычном циклическом кризисе. Тем не менее, говорить о том, что ЗВР России хватит на несколько месяцев — преждевременно, но и ни о каких шести годах, которые обещает правительство, речи не идет. На мой взгляд, резервов должно хватить на год-полтора.

Еще вот, что надо учесть. По- видимому, в ту неделю, когда ЗВР сокращались, Центробанк делал интервенции в защиту рубля. Формально это называлось упреждающей продажей валюты в рамках бюджетного правила. Но в рамках бюджетного правила валюту надо было продавать где-то числа с 7 апреля по итогам предыдущего марта, если цена нефти Urals опускается ниже цены отсечения. Такое в первый раз произошло только в марте, соответственно, продажи должны были начаться лишь в апреле.

Но Центробанк начал раньше. Делалось это для того, чтобы стабилизировать рубль на психологически приемлемых уровнях для обеспечения голосования по поправкам в Конституцию. Сейчас, когда голосование перенесено на неопределенные сроки, большого смысла удерживать курс рубля нет, так что делать интервенции в значимых масштабах, Центробанк, скорее всего, уже не будет.

Сейчас, когда объявлен карантин и вряд ли он будет снят в ближайшую неделю, можно с уверенностью говорить, что нас ждет рецессия. И, кончено, Центробанку придется помогать предприятиям из средств ЗВР. Особенно много уйдет на помощь олигархам, как было в 2008-м году. Но ценить сейчас, сколько на это потребуется денег, пока нельзя. Мы не знаем ни глубины рецессии у нас, ни глубины рецессии на Западе, поэтому экстраполировать, что вот на этой неделе у нас ушло 30 млрд, значит, и на следующей будет по стольку же — тоже нельзя. Это совершенно нелинейный процесс, и как он будет развиваться — будет зависеть от массы факторов, которых мы сейчас не знаем.

«СП»: — Почему сейчас все бросились скупать золото? Не поспешили ли мы с продажей его британцам?

— Действительно, сейчас происходит паническая скупка физического золота. Цены на него в марте значительно отрывались от цен на т.н. «бумажное золото», т. н на фьючерсные контракты на Чикагской бирже, на спот-контракты в Лондоне. Цены на физическое золото шли с огромной премией до 25 процентов.

Физического золота действительно не хватает, из-за того, что многие заводы закрылись, некоторые работают не на полную мощность из-за карантина. Но видя, что ведущие мировые центробанки заливают кризис деньгами, у серьезных инвесторов возникают подозрения, что в течении нескольких месяцев, возможно, года или двух, нас ждет стагфляция — это сценарий, когда высокая инфляция сопровождается падением производства. В этом случае, золото является хорошим средством для защиты инвестиций, оно действительно лучше акций.

То же самое верно и про серебро, но большие состояния в серебре уже невозможно сохранить. Унция серебра сейчас стоит в сто раз дешевле унции золота, поэтому, чтобы сохранить сбережения в серебре, его нужно хранить в очень больших объемах. Поэтому для крупных инвесторов это не очень привлекательный товар.

В этом смысле продажа Россией золота Банку Англии не очень разумное решение. Более того, на днях было объявлено, что наш Центробанк прекращает скупку золота, прекращает наращивать его объем в своих ЗВР. Это, на мой взгляд, тоже неправильно. В текущей ситуации, когда мировые центробанки бешенными темпами печатают деньги, разумно хранить значительную часть ЗВР именно в золоте.