"Левада-центр" зафиксировал рост гражданской активности в России

Результаты отчета "Левада-центра", исследовавшего гражданские объединения, выявили ряд тенденций. Данные соцопросов говорят, что меняются источники финансирования гражданских объединений. К тому же настораживает, что не идет процесс омоложения таких организаций— возраст руководителей значительной доли организаций уже превысил 50 лет. Однако, при этом граждане стали активнее в выражении своей позиции, Политологи объяснили причину роста гражданского самосознания россиян— люди недовольны текущей жизнью и властью.

Аналитический центр "Левада-центр" определил перспективы гражданского общества в России. В крупных городах отмечен рост гражданской активности. Правозащитные организации отмечают медленный рост правовой грамотности населения, готовности защищать свои права, если они оказались нарушены. Возникают новые формы самоорганизации в различных сферах: обустройство территории, досуговые объединения, различные общества помощи, формы территориального самоуправления, борьба с уплотнительной застройкой, родительские советы, экологические группы, растет число независимых профсоюзов.

По словам руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, выявленные новым исследованием процессы— своеобразное выражение недовольства, не уход от участия в жизни страны в знак протеста, а полярный процесс— желание повлиять на развитие событий, выбрать меньшее из зол на тех же выборах при отсутствии выбора в целом.

Кто участвовал в исследовании В ходе исследования опрашивались лидеры различных гражданских инициатив— руководители и активисты некоммерческих организаций, профсоюзов, различных ассоциаций, клубов и прочие— то есть наиболее активная, подвижная и открытая часть российского общества. Проблема в том, что этот слой слишком тонок для изучения его с помощью обычных массовых опросов. В деятельности каких-либо объединений и некоммерческих организаций принимает участие менее 10% россиян в возрасте 16–34 лет (данные Левада-Центра за декабрь 2009 года). Для населения в целом эта цифра составляет не более 4–5%. Кроме того, оказывается проблематичным определить число реально действующих организаций и объединений. Всего в ходе исследования проведено 103 углубленных интервью: 10 интервью в Москве, 17 интервью в Калининграде, 20 интервью в Саратове, 18 интервью в Красноярске, 18 интервью в Перми и 20 интервью во Владивостоке.

Дмитрий Медведев о гражданском обществе в России Источник http://www.youtube.com/user/sovetru

Кто музыку заказывает...

Исследование "Левады" выяснило, что последние несколько лет в России происходят серьезные изменения условий финансирования объединений гражданского общества.

Так, сокращаются гранты иностранных фондов, бизнес так или иначе находится под контролем государства и предпочитает поддерживать только "разрешенные" проекты". В этих условиях фактически существует одна альтернатива: либо государственная поддержка, либо пожертвования и волонтерская помощь от общества.

Признак гражданственности В гражданской организации свободным является не только "вход", но и "выход". Этот критерий позволяет отделить гражданские ассоциации от традиционных сообществ (не только сельских, но и городских), принадлежность к которым обусловлена фактом рождения, этничности, землячества, профессионального или иного статуса родителей.

Плюсы и минусы государства

Выявились изменения и в области сотрудничества некоммерческих организаций с государством. Позитивный опыт накопился в области поставок социальных услуг. В этой сфере государство все активнее делегирует часть своих полномочий некоммерческим организациям.

Появляются новые механизмы взаимодействия— общественные палаты, советы, комиссии. Однако можно говорить и об отрицательных тенденциях.

Однако, при этом сфера государственной поддержки по-прежнему ограничена узким кругом "общественно полезных" тем, установлена трудная отчетность, которая требует привлечения дополнительного квалифицированного персонала, что оказывается особенно сложным для небольших организаций в регионах.

Состояние гражданского общества в России обсуждают члены Общественной палаты Источник Первый канал

Коррупция

Исследование "Левада-центра" утверждает, что наибольшую угрозу для развития гражданского общества представляет коррумпированный государственный аппарат.

"Отсутствие разделения властей, постепенное взаимопроникновение власти и бизнеса означает, что не существует барьеров, которые бы сдерживали экспансию частных интересов государственных служащих, расширение их на области, лежащие вне их ведомственных компетенций. Разрастаясь, коррупционный интерес все чаще входит в противоречие с общественными интересами. При этом не существует публичных механизмов разрешения конфликтной ситуации, так как суд все чаще встает на сторону властей предержащих, а силы сторон заведомо неравны",— говорится в отчете.



С этим категорически не согласен Александр Кынев.

"Давайте не мешать все одну кучу,— говорит он.— Коррупция мешает не гражданскому обществу, как таковому, она мешает обществу влиять на власть. А это разные вещи".

Протесты структурируют Возникновение конфликтов и невозможность их решения, большая вероятность дальнейшего обострения ситуации, обусловленные самой композицией власти, угрожают стабильности политической системы в целом. Велика вероятность повторения всплесков массового недовольства, подобных волнениям 2005 года по всей стране, 2009-го во Владивостоке, 2010-го в Калининграде. Вынужденная политизация объединений гражданского общества может в перспективе означать иной, более организованный и структурированный характер массовых протестов.

Однако, Александр Кынев заявил GZT .RU, что не считает коррупцию помехой для развития гражданского общества в России, а также объяснил причину роста гражданского самосознания россиян: на выборы люди активно стали ходить, потому что недовольны текущей жизнью и властью.

"Гражданское общество было и есть, пока существует человек,— считает Кынев.— Вопрос лишь в том, до какой степени оно структурировано и до какой степени оно активно в защите собственных, отличных от государственных, целей и задач. То, что гражданское общество в России меняется, трансформируется— это очевидно. На этот процесс влияют, в частности, информационные технологии, уровень довольствия или недовольства жизнью. Сейчас мы наблюдаем, как стадия относительной политической инерции граждан сменяется стадией политической активности, повышается интерес к политике, повышается явка на выборах".

Смена поколений

Одна из серьезных проблем, которая сегодня все отчетливее вырисовывается перед общественными лидерами,— необходимость передачи опыта и смены поколений внутри организаций,— утверждает исследование. Возраст руководителей значительной доли организаций, основанных в начале 1990-х, уже превысил 50 лет- и если раньше многие тянули груз организации на себе, то сегодня силы уже не те.

Проблема смены поколений обострилась на фоне кризиса финансирования. В солидном возрасте бывает трудно перестроиться на ведение дел на новый лад. В регионах процесс привлечения активной молодежи связан с оттоком молодых людей в Москву, Санкт-Петербург или за границу.

Интернет-участие Для развития молодежных организаций все чаще используются Интернет-сообщества. И если "ВКонтакте", наиболее распространенная социальная сеть, "ограничивает" круг сторонников Россией, ближнем зарубежьем и некоторым числом соотечественников, то Facebook, еще мало популярный в стране, дает потенциальный выход на мировое сообщество.

"Интересно, что в самопровозглашенных столицах гражданского общества— Перми и Калининграде— часть опрошенных молодых активистов обосновывали свое желание остаться не тем, что их все устраивает, но что „тут такое болото" и „тут еще пахать и пахать",— пишут аналитики.— „И хотя текущая ситуация, по их мнению, далека от идеала, именно возможность изменить что-то к лучшему (а значит, относительная развитость местной гражданской сферы) удерживает их на месте".

Рождение нового общества

"Постепенно гражданское общество вызревает в новой конфигурации, формируется его новый тип, отличный от того общества, которое существовало в 90-е годы. Многие люди сложились, сформировались уже в постсоветские годы, так что мы наблюдаем рождение нового общества,— утверждает Кынев в разговоре с обозревателем GZT .RU.

"Да, сейчас гражданское общество все еще индивидуализировано, людей объединяет все, что связано с их личными интересами, раньше такой склад общества называли мелкобуржуазным. Но при этом, люди более широко, чем 20 или 10 лет назад, участвуют в тех или иных неформальных сетях по абсолютно разным поводам, как реальным, так и виртуальным. Суть процесса реформирования гражданского общества в России— приобретение им новых черт, которые становятся все более отчетливыми",— говорит эксперт.

База исследования

Надо отметить, что особый интерес для нового исследования "Левада-центра" представляли установки молодых лидеров. "Эта группа регулярно пользуется Интернетом, меньше смотрит телевизор, относительно независима экономически и успешна в карьерном плане, чаще владеет иностранным языком и имеет сравнительно больший опыт общения с гражданами других стран (туристические, образовательные, профессиональные поездки за границу, контакты с иностранцами по месту учебы или работы и прочее), располагает сравнительно более широким набором жизненных стратегий",— поясняется в отчете. Около половины выборки составили люди до 30 лет.