COVID-19 тестирует власть на прочность

На модерации Отложенный

 

Еще в январе 2020 года, когда Владимир Путин объявил о планах по внесению поправок в Конституцию, никто не сомневался, что хитроумный план по продлению полномочий президента не встретит каких-либо препятствий на своем пути. И хотя политическое пространство России было лишено какой-либо реальной оппозиции нынешней власти, а до реализации задуманного оставался один шаг, в этот последний момент эпидемия COVID-19 кардинально изменила ситуацию.

Пандемией не только убивает тысячи людей по всему миру, но и погружает мировую экономику в рецессию, которая грозит оказаться намного хуже кризиса 2008-2009 годов.

Москва фактически находится в режиме карантина, и премьер Михаил Мишустин требует от губернаторов введения аналогичных мер. Перенос даты всенародного голосования по изменениям в Конституцию стал одним из косвенных признаков того, что ситуация значительно хуже, чем та, о которой говорят данные официальной статистики. Столь важный для Путина ход по продлению своих полномочий никогда не был бы перенесен, если бы ситуация не была критической.

Ставки после переноса голосования возрастают многократно. Для продвижения поправок в Конституцию три месяца назад были предприняты беспрецедентные меры по удержанию падающего рейтинга президента, нейтрализации оппозиции и независимых медиа. И все это все на фоне падения уровня жизни населения и стагнации экономики. Теперь планы по успешному проведению плебисцита по поправкам в конституцию становятся еще более призрачными. Все будет зависеть от того, как справится федеральная и региональная власть с пандемией коронавируса?

Но, вот готово ли российское здравоохранение к пандемии, аналогов которой еще не было в мировой истории? А тут еще последствия критического падения цен на нефть. Сочетание этих двух факторов: падения цен на нефть и стремительное распространение опасного вируса – многократно усилит давление на власть.

Еще недавно Россия, на фоне других, казалась одной из наименее затронутых эпидемией стран. Хотя уже тогда оптимизм по этому поводу вызывал большие подозрения в том, что официальные цифры не соответствуют действительности. Сейчас в России зарегистрировано 2337 случаев заболевания, но и эта цифра кажется явно заниженной, с учетом наличия общей границы с Китаем.

Невозможность скрыть масштабы распространения эпидемии привела к некоторым изменения в стратегии: была закрыта граница с Китаем, прекращено международное авиасообщение и… организовано постановочное посещение президентом больницы на окраине Москвы, в костюме противохимической защиты.

Но, несмотря на осознание серьезности угрозы, власть пока не планирует вводить общегосударственный карантин. Вместо этого объявлено о нерабочей неделе, которая лишь способствует распространению эпидемии, из-за несерьезного отношения к мерам предосторожности.

Вместе с тем ситуация с пандемией даст возможность силовикам протестировать в Москве системы социального мониторинга видеонаблюдения и распознавания лиц. Аргументация – контроль соблюдения ограничительных мер, хотя ни у кого нет сомнений в том, что проект является частью стратегии тотального контроля, без которого невозможно существование авторитарного путинского режима.

Дальнейшее развитие ситуации станет тестом на прочность для нынешнего режима. И Путин это прекрасно понимает, поэтому стремился быстрее протащить поправки в конституцию, чтобы легитимировать следующие 16 лет своего правления. Именно поэтому так долго скрывали реальное положение дел и тянули с введением карантина до голосования по поправкам. Однако масштабы эпидемии сейчас таковы, что россиянам остается думать скорее о выживании, нежели о поправках в Конституцию.