Тициан. "Динарий Кесаря": Свет и Тени
На модерации
Отложенный
Картина «Динарий кесаря», которая является, несмотря на свои скромные размеры, одним из лучших произведений великого венецианца.
Картина является иллюстрацией известного евангельского сюжета:
« и подослали к Нему учеников своих вместе с иродианами, которые сказали: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и наставляешь воистину на путь Божий, что Ты не лицеприятен и никому из людей не угождаешь.
Так скажи нам: должны ли мы платить подать кесарю, или нет? Как Ты думаешь?
Но Иисус, уразумев коварство их, сказал: вы что, испытываете Меня, лицемеры? Покажите-ка Мне монету, которой платится подать. И когда они подали Ему динарий, Иисус спросил у них: чье это изображение и надпись? Они отвечают Ему: кесаря. Тогда Он говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божье - Богу.
Услышав это, они удивились и, оставив Его, отошли.»
(Матф.22:16-23)
Динарий кесаря. 1516 ( Cristo della moneta ) Холст, масло. 75 × 56 см. Галерея старых мастеров, Дрезден
Тициан вложил силой своего гения живописца значительно более широкий смысл в эту притчу, чем предполагал его знатный заказчик. Вслед за великим Леонардо Да Винчи, он наглядно показал, как можно выразить общечеловеческую идею, с помощью непосредственного воздействия на зрителя яркого и понятного живописного образа, с изображением глубокой сути характеров, с помощью тонких оттенков света и тени, во владении которыми Тициану не было равных.
В своей картине художник сопоставил две фигуры. Фарисей, появляясь, справа из-за рамы картины, протягивает золотую монету. Его лицо изображено в профиль. Лицо Иисуса написано в три четверти поворота направо и освещено мягким прозрачным светом. Фигура Христа излучает спокойствие, внутреннюю силу и в то же время его взгляд печален и проницателен. Его лицо написано особенно светло и прозрачно, оно как бы светится изнутри. Лицо Фарисея, напротив, грубое и коричневатое.
фрагмент
Но прекраснее всего именно контраст тона рук: белой изящной руки Христа на ярко-красном фоне его хламиды и руки фарисея на синем фоне мантии. Так с помощью удивительной игры колорита художник передает глубокий контраст двух миров – мира лжи и фальши и мира высокой правды.
Написанная в феврале – марте 1516 года картина вызвала восхищение Альфонсо ДЭсте, который увидел в ней достаточно убедительное воплощение своей идеи о независимости светской власти от церковной.
Тициан Вечеллио прожил долгую, полную творческих свершений жизнь. После Феррары, где он еще много раз бывал и позднее, он работал для герцогов Гонзаго в Мантуе, короля Франции Франциска 1 и, наконец, императора КарлаV, который оказывал художнику невиданные доселе почести. Много поработал живописец и для Рима, где даже некоторое время жил по приглашению папы Павла III.
Созданные им живописные шедевры сейчас украшают многие музеи мира, вызывая неизменный восторг зрителей. Но, небольшая картина «Динарий кесаря» является одним из лучших произведений мастера, поскольку сочетает в себе уникальное колористическое решение сложной психологической коллизии, отображающую вечную истину, изложенную в Евангелии.
Картина украшала кабинет герцогского замка вплоть до пожара 1598 года, уничтожившего ряд покоев замка и знаменитую «алебастровую комнату». Произведения живописи, однако, были спасены и хранились в коллекции рода Д’Эсте, которая перешла к их потомкам герцогам Модены.
В 1745 году Курфюрст саксонский и король польский Август III сделал знаменитое в истории коллекционирования моденское приобретение: после продолжительных переговоров из пользовавшейся большой известностью коллекции герцога Модены Франческо III было приобретено 100 наиболее значительных картин. В 1746 году эти шедевры прибыли на пяти повозках в Дрезден.
Так называемая «Конюшня» в Юденхофе в 1744 – 1746 годах была расширена и перестроена, чтобы предоставить необходимое помещение для быстро растущей коллекции саксонского курфюрста; здесь были размещены картины из моденской коллекции. D 1847 -1855 годах было построено новое здание для коллекции на северной стороне дворцового ансамбля Цвингер. Строить новое здание было поручено архитектору Готфриду Земперу.
Картина «Динарий кесаря» хранилась в Дрезденской галерее до самой ее эвакуации в 1944 году, когда по приказу гаулейтера Мартина Мучмана она со многими другими шедеврами была перевезена в заброшенные штольни за Эльбой.
Отступавшие эсэсовцы просто свалили бесценные произведенья искусства в воду, где они пролежали несколько месяцев. Вошедшая в штольни группа советских солдат, во главе с младщим лейтенантом Леонидом Рабиновичем, специально разыскивающая шедевры Дрезденской галереи, увидела ужасающую картину: Вдоль мокрых каменных стен, часто фактически погруженные в воду были свалены картины.
Небольшая картина Тициана лежала в дальнем, залитом водой конце штольни. Когда ее извлекли её воды, то увидели, что глубокие длинные шрамы рассекли сверху донизу красочный слой.
Спасение шедевра Тициана потребовала долгой и кропотливой работы лучших советских реставраторов. Написанная на доске из тополя картина сохла в естественных условиях почти три года, поскольку искусственная сушка привела бы к разрушению шедевра.
И только потом к реставрации приступил великолепный мастер и художник Павел Дмитриевич Корин.
История многих шедевров живописи знает угрозу их утраты для человечества и их чудесное спасение.
Написанный на дверце шкафа в замке Феррары шедевр Тициана несет в себе вечную мудрость,переданную путем поразительного мастерства великого живописца.
В этом шедевре наиболее ярко иллюстрируются слова великого Леонардо да Винчи: «никакое рассуждение о Боге не произведет такого действия на человеческий дух, как религиозная картина великого мастера…»
Комментарии
Главное, что увидел Достоевский на картине Тициана – это противоборство светлой и темной стороны в человеке.
Позже именно эту проблему, со всем присущем его стилю драматизмом и психологизмом, он поднял во второй части романа «Братья Карамазовы» в знаменитой легенде о великом Инквизиторе.
И хотя напрямую в ней не упоминается картина Тициана, но, перечитывая диалог Христа с Инквизитором, перед нами предстают вечные образы, созданные венецианским художником.
Образы, воплощающие в себе добро и зло, спокойствие и суету, искренность и лицемерие, метафизической границей между которыми и является серебряная монета, названная динарием…