Otava Андрея Тарковского

На модерации Отложенный

В начале апреля, в день рождения Андрея Тарковского, тянет пересмотреть какой-либо из его фильмов или почитать "Мартиролог" - дневниковые записи.

Он в буквальном смысле провозгласил независимость кино в самом махровом чиновничьем рассаднике.

Читаешь его дневники и поражаешься, насколько в советские времена режиссеров «мочили» всевозможные инстанции. Чиновники решали, что в фильме должно быть, а чего нет. Впрочем, не только для них, но и для собратьев по творческому цеху многие эпизоды в фильмах Тарковского являлись камнем преткновения.

Например, было несколько обсуждений того, что в  "Зеркале" героине не надо «взлетать», этого, дескать никто не поймет. Режиссер всегда мужественно противостоял подобным нападкам и принципиально не соглашался с тем, чтобы изъять эпизод.

Только одно не устраивало его всю жизнь — нищенство. «Интересно, заработаю я когда-нибудь столько, чтобы расплатиться с долгами и купить самое необходимое — диван», пишет он в дневнике за 1970 год. Между тем, иностранные компании выкупали друг у друга его фильмы, копии которых иногда чудом попадали за рубеж, за забешеные для тех времен деньги.

Но с этого сам мастер не имел ничего - таковы были "гуманные" порядки в СССР.

Выезжать тоже долгое время не разрешадось. Вообще здесь всех сильно свербило, что он признается там. И лучшие студии Запада готовы были заключать с ним контракты.

Киновед Сергей Лаврентьев хорошо сказал, что "Тарковский велик и гениален потому, что он нашел удивительный кинематографический язык для того, чтобы показать душевное томление русского интеллигента, жившего в Советском Союзе в 20 веке". Интеллигент томился разницей русскости и советскости. Это и было "не то", что пугало в его фильмах начальство.

Сейчас вроде бы другие времена. Но попробуй затронь скользкую для чиновничей вертикали тему, и твой фильм будут упорно не замечать. Потому-то захватившая все региональные ресурсы Moskow сливает на страну бандитские сериалы - разлагайся, население! Появился ли за последнее время хоть один фильм, кроме "Диалогов Платона",  повествующий о региональном самосознании?

Кстати, на востоке одно из самых заметных на небосклоне созвездий - Большую Медведицу (в Карело-Финской мифологии Otava) называют "Семь звезд северного сияльщика", или художника. В том значении, что художник - это мудрец. Но никак не "обслуживающий персонал".