Коррупция в России – не преступление, а историческое наследие
На модерации
Отложенный
Понять, почему коррупция и взяточничество так прижились в России, довольно просто: искоренить то, что существует более 7 веков, практически невозможно. И если уж взяточников не остановили угрозы Петра I о повешении, расстрел, введенный за такое нарушение советским правительством, и тюрьма, в которую рискуют угодить современные коррупционеры, то будущее России, в котором за экономическое преступление предполагается всего лишь брать штраф, видится туманным.
Коррупция складывалась в России постепенно, имела разные формы и впоследствии укоренилась в бюрократическом аппарате как неотъемлемый и даже необходимый его атрибут.
Интересно, что первая четкая коррупционная «сеть» в России была инспирирована самим государством. Все началось с появления в 12-13 вв. системы «кормлений». Бояре-наместники, направленные центральной властью на службу в округа страны, не получали жалования от государства, но имели право брать деньги с подвластного им местного населения, т.е. кормиться за его счет.
При вступлении наместника в должность, люди платили ему «въезжий корм» (выражаясь современным языком, подъемные), и были вынуждены содержать кормленщика в течение всего периода его службы. К тому же бояре могли требовать соответствующий «корм» для своей челяди, окружения, лошадей. Обычно «корм» подносился 3 раза в год: на Рождество, Пасху и День святых апостолов Петра и Павла. Изначально такие «взносы» делались натурой: хлебом, мясом, сыром и другими продуктами.
Но вскоре «натуральный корм» стал заменяться денежным эквивалентом, что порождало произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Они пользовались своим положением и пытались «заработать» настолько много, насколько это было возможно. Такая система отношений вполне устраивала и местных жителей, которые за «кормления» могли получать от ставленников центральной власти какие-либо выгоды. Но самый серьезный недостаток «кормлений» заключался в том, что они, созданные для централизации страны, лишь способствовали ее разобщению, ведь пресловутый «кормленщик» считал себя царьком на своей небольшой территории.
Потому с конца XV века великие князья стремились ограничить власть и доходы «комленщиков», а уже в середине XVI века эта система была официально запрещена, но в реальности продолжала существовать.
Попытку полностью искоренить коррупцию предпринял и самый известный русский царь-реформатор Петр I. В отношении провинившихся государь собирался применять самые суровые меры, вплоть до повешения тех, кто украл деньги у государства.
Однако воплотить эти планы в жизнь Петру помешало его окружение. Дело в том, что ближайшие сподвижники монарха были феноменальными казнокрадами и взяточниками, и издавать закон о наказании через повешение было рискованно – царь попросту мог остаться без единомышленников и профессиональных чиновников.
Тогда Петр пошел по иному пути. Он ввел фиксированную, достаточно высокую, заработную плату для чиновников, а получение денег каким-либо иным путем велел считать преступлением. Однако и это взвешенное решение не привело к каким-либо позитивным результатам. Постоянные войны, которые вел царь, съедали бóльшую часть государственного бюджета. А учитывая стремительно разросшийся аппарат, возможности стабильно выплачивать жалование всем государственным служащим не было. Это привело к новому витку в истории «кормлений». После смерти Петра и в течение всего периода «дворцовых переворотов» из-за политического и институционального хаоса уровень коррупции в стране увеличился до невероятных размеров.
Решить проблему уже проверенным способом - повысив жалованья чиновникам - попыталась и пришедшая к власти в 1762г. Екатерина II. И, стоит отметить, ее тактика дала положительный результат, но ненадолго.
Уже после смерти царицы из-за финансовых трудностей Империи бумажные деньги начали терять цену - для обеспечения своего существования чиновники вновь вернулись к «дарениям».
Вплоть до 1917г. ситуация только усугублялась.
В новообразованном СССР на первых порах взяточничество было редким явлением. Особенно это касается периода гражданской войны и военного коммунизма, когда денежное обращение было практически прекращено, а в управлении царил хаос. По Уголовному кодексу 1922г. коррупция приравнивалась к контрреволюционной деятельности, за взятку виновному грозил расстрел.
Тем не менее, во времена НЭПа, когда деньги вновь обрели силу, а частный сектор начал постепенно разрастаться, уровень коррупции снова повысился. Однако теперь она имела иную форму. В течение всего периода существования СССР (и даже в период правления Сталина) коррупция ассоциировалась не с денежным богатством, а со связями и нужными знакомыми, через которые можно было обеспечить себе безбедное существование.
При этом богатством считались не миллионы рублей, которыми персонаж Ильфа и Петрова из «12 стульев» подпольный миллионер Корейко просто не мограспоряжаться, а машины, государственные дачи в престижных районах, квартиры в центре Москвы. Однако большинство привилегий, таких как обладание госдачами, например, не передавалось по наследству, потому родители-чиновники стремились открыть для своих детей новые вакансии, благодаря которым они могли претендовать на те же блага. Так, например, было образовано надуманное Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства, которое возглавил свояк Брежнева Беляк. Сначала оно было выведено из Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, но позже возвращено в эту структуру.
После НЭПа, когда финансовое обращение было несколько восстановлено, коррупция начала проникать на «черный» рынок. Особенно это проявилось в конце существования СССР при Брежневе, когда высшая номенклатура оказалась буквально сращенной с криминальными структурами и большинство чиновников, как в центре, так и на местах, были связаны с теневым бизнесом.
В конце 70-х — начале 80-х гг. в СССР прогремело несколько крупных коррупционных скандалов, в которых были замешаны чиновники самого высокого ранга. Старт антикоррупционным процессам дало так называемое «Рыбное дело», которое потом было объединено с «Сочинско-краснодарским делом». В ходе следствия выяснилось, что представители Министерства рыбного хозяйства через магазины в Сочи незаконно сбывали черную икру на Запад. В преступлении оказались замешаны крупные региональные чиновники, а также заместитель министра рыбного хозяйства Рытов. В условиях, когда частная торговля была запрещена, а внешними торговыми отношениями руководило правительство, это было очень серьезное преступление. Тогда осуждено было более 1,5 тыс. человек. Замминистра Рытова расстреляли.
Затем на весь Союз стало известно «Хлопковое дело» о злоупотреблениях в высших кругах Узбекистана. По нему были осуждены высшие чины республиканской администрации.
При Андропове война с коррупцией продолжилась. За взяточничество были арестованы зять Брежнева Чурбанов, министр МВД Щелоков, первый секретарь Краснодарского обкома Медунов, крупные чиновники МВД, члены хлопковой мафии в Узбекистане и многие другие. За время правления Андропова в Москве, в том числе за коррупцию, было смещено 30% партийных руководителей, на Украине — 34%, в Казахстане — 32%. Однако даже такие меры не смогли искоренить преступную любовь к легким деньгам.
И вот век XXI: Россия не выходит из списков стран, лидирующих в мире по уровню коррупции, размеры взяток растут, президент объявляет всеобщую мобилизацию на борьбу с проблемой, принимаются новые и ужесточаются старые законы, проблему обсуждают на всех уровнях… Любопытно, чем станет наш век для потомков: таким же неудавшимся этапом на историческом пути искоренения взяточничества в стране или периодом, когда старые устои пошатнулись?
…Поживем – увидим.
Комментарии