Что такое культ карго?
На модерации
Отложенный
Что такое культ карго?
Удивительно, но даже в наши дни в Меланезии продолжает существовать весьма странный на взгляд современного человека культ — карго (англ. cargo cult — что означает «поклонение грузу»), который объединяет население множества островов, в особенности тех, что расположены далеко от морских и воздушных путей сообщения. Но самое невероятное заключается в том, что появился он в результате случайного стечения самых обычных обстоятельств, связанных с событиями Второй мировой войны.
Белые мошенники, упавшие из брюха большой птицы
Тогда американские военные начали создавать на островах Меланезии свои базы. Они высаживались на них вместе с грузом продовольствия, привозили массу удивительных машин и бытовых предметов и при этом щедро делились с аборигенами едой. А еда у американцев была вкусной и доставлялась в изобилии, причём как по морю, на «больших каноэ», так и по воздуху, на столь же «больших птицах». И очень скоро туземцы перестали обрабатывать землю и ловить рыбу, а целиком перешли на американский военный паёк. Они позировали пришельцам, когда те наводили на них маленькие коробочки и щёлкали чем-то, пели для них и танцевали, ловили ярких тропических птиц. А все потому, что «щедрость» пришельцев просто не знала границ. Дешёвые бензиновые зажигалки и фонарики со сменными стёклами, не говоря уже про сгущённое молоко в банках и куски парашютного шелка, — всё это казалось туземцам предметами совершенно фантастической ценности, а небесные пришельцы раздавали их чуть ли не даром — всего лишь за гроздь бананов либо за одну «ночь любви» с местной девушкой.
И никакой работы!
Но самое главное, что на глазах у аборигенов никто из американцев своими руками не сделал даже стеклянной бусины, ни одного топора или гвоздя. Всё это они получали в ящиках и мешках, прибывавших по морю и воздуху, и лишь пользовались этими присланными кем-то дарами. Значит, подумали аборигены, работа к получению груза, то есть карго, никакого отношения не имеет! Да ведь и работать американцы предлагали им, туземцам, а сами только руководили.
Напрашивался вывод: получение вожделенных грузов с работой не связано. Но что тогда позволяло их получать? Было также непонятно, откуда к белым людям попадают все эти грузы, и почему только к ним, а не к аборигенам? Налицо была тайна, и эту тайну островитяне захотели раскрыть!
Дошло до того, что, например, на Новой Гвинее папуасы стали соглашаться принять христианство, лишь бы узнать, где находится источник карго. Они посылали делегации в христианские миссии с одной-единственной целью: раскрыть «секрет карго» — пусть даже ценой принятия веры белых.
Но нет! Белые либо подозрительно усмехались, либо говорили о чём-то непонятном. И тогда на многих островах среди туземцев возникло мнение, что на самом деле карго присылают предки самих папуасов, а коварные европейцы их просто перехватывают и присваивают, с законными же хозяевами делятся лишь малой частью. Казалось бы, с распространением грамотности столь странная убеждённость должна была сойти на нет, но… В прибрежных районах Новой Гвинеи грамотность лишь способствовала «пониманию» того, как белые мошенники это делают. Оказалось, что они просто переклеивают на ящиках с посылками бирки с надписями!
Контакты «прямого рода»
А потом война закончилась, и военные базы на островах были расформированы. Солдат погрузили на «большие каноэ», и они уплыли в неведомые края. А вот туземцы, обленившиеся до предела, остались. Причём навыки выживать в дикой природе они постепенно растеряли. Старики, которые умели и рыбу ловить, и пальмы кокосовые сажать, — все умерли, а молодёжь никто ничему, кроме как умению позировать перед камерой и клянчить еду у людей в военной форме, не учил. Они знали, что в камеру нужно говорить: «Чииз», — но забыли, что сажая кукурузу следует положить в ямку с двумя-тремя зёрнами пару сырых анчоусов.
Зато они хорошо помнили, что всё продуктовое изобилие привозили на «больших лодках» и в брюхе чудовищно огромных железных птиц. Откуда это берётся, они не задумывались, да и зачем? Но есть хотелось, и они нашли уникальный выход из тяжёлого положения, в которое попали.
Из прутьев, соломы и листьев кокосовых пальм аборигены стали строить копии самолётов… Выравнивать взлётно-посадочные полосы, ставить решётчатые мачты радиовышек. Зачем? А всё просто — привлечь летящие в небе самолёты (которые они считали посланниками духов предков) с драгоценным карго, чтобы они садились именно здесь. Мол, одна птица заметит другую и интереса ради опустится!
Но этого показалось мало, и аборигены стали проводить массовые учения, копируя то, чем раньше занимались солдаты. Только вот вместо ружей использовали бамбуковые палки. Имитировалась и одежда пришельцев с неба: на своих голых телах островитяне рисовали яркие «погоны», «пуговицы», «нашивки на рукава» и даже «ордена»! Причём островитяне копировали не только жизнь белых пришельцев, но и все их технические достижения. Делали наушники из дерева и говорили в деревянные микрофоны. А ночами даже жгли факелы на своих взлётно-посадочных полосах! Всё по-настоящему, а то боги карго не прилетят!
Удивительно, но даже когда эти действия не привели ни к чему и «божественные самолёты» не прилетели, туземцы не только не отказались от новой «религии», а ещё более решительно стали её исповедовать и окончательно порвали с верованиями прошлого. Теперь они ещё более рьяно поклоняются новым богам — самолётам и взлётно-посадочным полосам!
Конечно, жителям острова пришлось рассчитывать не только на богов карго, они постепенно с трудом восстановили навыки предков по добыванию пропитания. Однако главные надежды возлагались всё же на «небожителей».
Бог по имени Джон Фрум
Божеством новых культов стал некий Джон Фрум. Скорее всего, это имя не что иное, как искажённая островитянами фраза: «I'm John, from America» («Я Джон из Америки»). Как и в любой религии, образ Джона Фрума наделён мессианской составляющей. В соответствии с ней он должен вернуться на остров 15 февраля, но вот в каком году — неизвестно. При этом он выйдет из жерла вулкана на одном из островов вместе с воскресшими предками и принесёт людям мир, холодильники, еду и, конечно, всеобщее счастье. Неудивительно, что в этот день верующие в Джона Фрума устраивают праздничные шествия: раскрашивают свои тела, надевают на головы каски, сплетённые из травы, и ходят строем, сжимая в руках деревянные автоматы. При этом над ними развеваются американские флаги, и все поют и ликуют, надеясь, что вот именно сейчас-то он и придёт!
Казалось бы, отсутствие карго должно было отвратить островитян от новой религии, но случилось так, что в 1987 году они в подкрепление своей веры получили сразу много посылок от своего божества. На острова обрушился ураган, и туда была отправлена партия гуманитарной помощи из США, причём с надписью на ящиках: «От американского народа». Теперь уже ничто в мире не могло бы подорвать веру островитян в то, что эти дары — послание карго!
Добровольцам-спасателям приверженцы веры в Джона Фрума её преимущества над христианством аборигены объясняют так: «Христианам их бог ничего не посылает уже 2000 лет, а даров от Джона Фрума пришлось ждать совсем недолго». Вот так и родился каргоизм — одна из самых необычных религий современности. Причём, если вам случится попасть на один из островов, где её исповедуют, то… попробуйте подарить местным адептам пару банок «Кильки в томате», и может случиться так, что вы превратитесь если не в самого Джона Фрума, то по крайней мере в одного из его «апостолов»…
"Тайны ХХ века" №12, 2020 г.
Комментарии
Переписала Светлана Сергиенко.