А как же Яков Джугашвили???
На модерации
Отложенный
Правда ли что в СССР всех сдавшихся в плен считали предателями? (вопросы читателей)
Насколько я помню историю, во всяком случае нового времени, ничего аналогичного не было. Только в Советском Союзе все попавшие в плен военнослужащие считались предателями и дезертирами. Независимо от того, каковы были обстоятельства их пленения.
То есть боец бросился с гранатой под немецкий танк, танк уничтожил, а сам каким-то чудом выжил. Его в бессознательном состоянии подобрали немцы, боец попал в лагерь, там тоже каким-то чудом его подлечили — среди пленных же мог оказаться талантливый врач.
И что? Этот боец герой? Увы, нет.
Поскольку на этот счёт есть приказ Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии № 270 «О случаях трусости и сдачи в плен и мерах по пресечению таких действий» от 16-го августа 1941 года. Полный текст приказа любой желающий может легко найти в Интернете, я лишь процитирую:
1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.
Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
2. … семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.
Соответственно работала и вся советская пропаганда, от самых низовых звеньев, до газеты «Красная звезда». Вот фраза из передовицы от 6-го сентября 1941 года:
«Сдача в плен немецко-фашистским мерзавцам — позор перед народом, перед своими товарищами, своими женами, детьми, преступление перед родиной»
Слово Родина не я написал с маленькой буквы, так в оригинале.
На этом фоне уже не удивительно выглядит шифрограмме № 4976 от 28-го сентября 1941 года командующего Ленинградским фронтом генерала армии Г. К. Жукова:
«Разъяснить всему личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны и по возвращении из плена они также будут все расстреляны».
Я понимаю, что и среди моих читателей найдутся те, кто скажет, что подобное было вызвано суровыми обстоятельствами, страну надо было спасать.
Но смысла в подобных приказах не было никакого, пользы реальной ещё меньше. Зато вред они нанесли стране огромный.
Великая Отечественная войны поставила печальный «рекорд» по количество войск, попавших в окружение. Про то, как окружили немцев под Сталинградом у нас вспоминать любят. А вот о том, сколько раз Красная Армия попадала в «котлы», как-то предпочитают вспоминать меньше. А ведь под Сталинградом окружили только две армии (если суммировать все войска), и более, до самого конца войны, повторять ничего такого не удавалось. Если и пишут про «второй» и «третий Сталинград», то стоит вспомнить, что немцы из всех «котлов» прорывались.
У Красной же Армии в первые недели войны в окружении оказался целый фронт, а это сотни тысяч пленных. А далее «котлы» шли один за другим, в окружение попадало по несколько фронтов. И как-то трудно винить тех, кто, оказавшись в окружении, не избежал плена. Не все же бежали с поднятыми руками. И сражались до последнего патроны, и прятались в лесах.
И вот оказавшись в плену, люди узнавали, что они теперь предатели, и путь домой им закрыт. И, заметьте, огромное количество верило, не возникало мысли, что немцы обманывают. А если учесть, что не так много граждан СССР искренне любили советскую власть? В то время многие помнили и революции, и ужасы Гражданской войны, и про репрессии последующих годов они не из книжек знали.
Ну прямо идеальный человеческий материал получается для идеологической обработки. А немцы в этом были большие мастера. Они всю Германию смогли объединить на почве своей идеологии. А уж агитировать военнопленных, от которых Родина, получается, отвернулась, и выбор у которых очень небогат: помереть от нечеловеческих условий в концлагере или воевать за некую новую Россию без большевиков... Совсем не сложно.
Меня до сих пор ещё удивляет, когда читаю биографии тех, кто воевал на стороне немцев. Практически все они были абсолютно политически надежны. Ни одного пункта в биографии, который мог бы дать пояснение, за что им ненавидеть советскую власть. Я уж не говорю про генерала Власова, стоит посмотреть остальных: там ведь и командиры РККА высокого уровня, и немалые чины НКВД, политработники, бывшие партийные руководители, уровня секретарей райкомов и горкомов.
Вот уж точно упомянутый приказ № 270 и все из него вытекающие действия, не последнюю роль сыграли в том, что больше миллиона советских граждан перешли на сторону немцев.
Комментарии
В свете новой Конституции тюрьма по Вам плачет.
Когда Вы научитесь читать хотя бы то, что сами же и пишите.
Сравните:
"...во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу..."
и
"Только в Советском Союзе все попавшие в плен военнослужащие считались предателями и дезертирами"
----------------------
"Но смысла в подобных приказах не было никакого, пользы реальной ещё меньше. Зато вред они нанесли стране огромный."
Огромный вред стране приносит ложь и сознательное искажение истории.
«Сдача в плен немецко-фашистским мерзавцам — позор перед народом, перед своими товарищами, своими женами, детьми, преступление перед родиной»
Слово Родина не я написал с маленькой буквы, так в оригинале.
На этом фоне уже не удивительно выглядит шифрограмме № 4976 от 28-го сентября 1941 года командующего Ленинградским фронтом генерала армии Г. К. Жукова:
«Разъяснить всему личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны и по возвращении из плена они также будут все расстреляны».
Так как же все-таки с Яковом Джугашвили? Следовало расстрелять его и всю его семью?
По поводу шифрограммы Жукова.Естественно, столь лакомый компромат - один из самых любимых у разоблачителей. В частности, его пиарили такие известные своей честностью авторы, как Б. Соколов, Резун и Ломагин. Резун, например, утверждал, что сие было впервые опубликован в некоем журнале «Начало» (№ 3 за 1991 год). Мне такой журнал в инете найти не удалось (не то что скан, а вообще сведения о нем)Сам текст "шифрограммы" вызывает массу вопросов. Во-первых, Жуков был властен только над Ленфронтом, а семьи сдавшихся могли жить по всему СССР и их расстрел в полномочия Жукова явно не входил. Во-вторых, шифрограмма - это способ передачи документа, а сам документ должен был называться "приказ". Командующий фронтом его издавал, а как довести до подчиненных (в пакете с курьером или шифром) - это уже дело штабных.