Вирусная экономика. Золотовалютные резервы РФ будут направлены на поддержание нефтяников и банкиров, после чего уйдут в оффшоры
До сих пор единственным фактором, способным поддержать падающие нефтяные котировки, было соглашение ОПЕК о сокращении объемов добычи нефти. Впрочем и тут все непросто: ОПЕК не контролирует весь рынок и, например, американским нефтяникам на нее глубоко плевать. Когда ОПЕК сокращает добычу и цена на нефть растет, американцы радостно потирают руки и врубают насосы на полную мощность. Кроме того, члены ОПЕК - злейшие конкуренты по нефтяной отрасли. До сих пор конфликт их интересов всегда приводил их к одному и тому же: сначала они вроде бы договаривались, потом пытались обжулить друг друга втихую, а затем громко ссорились и роняли цены на нефть. Именно это на днях именно и произошло: чекисты плюнули в лицо шейхам, те в ответ пообещали залить мир дешевой нефтью и ее котировки мгновенно упали.
Либерал-чекистское государство умирает. Существующая система взаимоотношений между гражданами РФ, регулирующая денежные потоки, быстро и необратимо разрушается. До сих пор в РФ все было устроено довольно просто: из недр узким кругом ограниченных людей, список которых определял Путин, добывались полезные ископаемые и продавалась на Запад. Часть вырученных денег там же и оставалась, часть приходила в страну. Эти деньги расходовались на три вещи: поддержание доходов населения через расходы нефтяников и зарплаты бюджетников, создание видимости экономической и политической жизни в стране, содержание силовиков всех мастей и оттенков. Частный бизнес представляет собой либо сферу услуг, либо промежуточное звено между китайским производителем и российским покупателем. Все прочее - на уровне статистической погрешности.
Эта система состоит из сплошных врожденных пороков. Во-первых, по своей сути она принципиально отличается от того, что декларируется гражданам и описывается сводом законов. Во-вторых, чтобы обеспечить хотя бы минимальный уровень управляемости в ситуации, когда законы не работают, система вынуждена опираться на личную преданность ее участников. В результате система вместо умных и честных отбирает “верных”, которые должны нарушать закон в интересах “кремлевских”, а взамен “кремлевские” позволяют исполнителям нарушать его и в их личных интересах. Что, в свою очередь, способствует росту коррумпированности и некомпетентности, и резко снижает эффективность самой системы: слишком много ресурсов уходит на воровство, потери от неадекватных решений, а также содержание пропагандистского аппарата и силовиков.
Эти дополнительные расходы либерал-чекистская система компенсирует за счет доходов от добычи полезных ископаемых и без них в текущей конфигурации нежизнеспособна.
Нефть в этой конструкции - главная скрепа, необходимое условие выживания. Понятно, что бесконечно такая система существовать не может: со временем у ее участников возникает друг к другу масса неприятных вопросов. Своей заявкой на пожизненное президентство Путин дестабилизировал ее еще сильнее.
Все это подталкивает россиянский “истеблишмент” к ликвидационной стратегии: лавочка закрывается, поэтому, пока есть возможность, нужно хапнуть побольше и утащить подальше, не думая о долгосрочных последствиях. Это придает коррупции дополнительный драйв и размах, нагрузка на экономику растет, об инвестициях не может быть и речи, нацпроекты превращаются в синоним распила, силовики пытаются урвать свою долю, народ злится и петля затягивается еще сильнее.
Ну и вдобавок ко внутренним проблемам на экономику продолжают давить санкции. Они работают очень эффективно, выдавливая РФ из высокотехнологичных отраслей и усиливая ее зависимость от сырьевого экспорта: даже по официальным данным Росстата за последние 16 лет вес сырьевых отраслей в ВВП вырос в 2 раза.
Разумеется, РФ коронавирус стороной не обойдет. Вероятнее всего, сценарий распространения коронавируса в РФ будет больше похож на итальянский, и затягивание с карантином из-за нежелания провалить голосование по поправкам к конституции дорого нам всем обойдется. А это значит, что будет карантин, остановка предприятий и связанные с ней прямые убытки. Теперь сложим все вместе: слабая, обескровленная санкциями, критически зависимая от сырьевого экспорта и имеющая запредельные политические риски экономика попадает под пресс глобальной рецессии, нисходящего тренда по нефти, шока от развала сделки ОПЕК+ и мощного удара эпидемии коронавируса.
Накопленные золотовалютные резервы пойдут сначала на поддержание курса, чтобы смягчить шок, а затем будут направлены на поддержание самых “нуждающихся” - нефтяников, банкиров и так далее, а через них - в оффшоры. Все это приведет к дальнейшему снижению реальных доходов населения на десятки процентов и взрывному росту социальной напряженности в обществе, уставшем от коррупции и беспредела, обозленном пенсионной реформой и не ожидающем в обозримом будущем ничего хорошего. И если эпидемия коронавируса рано или поздно закончится, то проблемы российской экономики - нет.
Комментарии