Начался перезапуск российской оборонки

На днях стало известно о долгожданном решении российских властей списать предприятиям оборонной промышленности долги на сотни миллиардов рублей. Откуда взялись эти долги, почему списать их решили именно сейчас, и что ещё делается для перезапуска оборонки, а также о других интересных новостях расскажем в этом выпуске.
Время вперёд №386

Время новостей

  • В Крыму запущена вторая очередь Сакской ТЭЦ.
  • В Великом Новгороде – производство азотной кислоты.
  • В Санкт-Петербурге – производство беспилотных трамваев.
  • В Перми – автоматизированное производство печатных плат для системы управления двигателем ПД-14.
  • В Калуге на производстве ОКБ МЭЛ внедрены новые технологии для сборки СВЧ-модулей. Это значительно повышает надежность и качество изделий, использующихся в приемо-передающей аппаратуре телекоммуникационных линий, авиационной и космической аппаратуре. Производство ОКБ МЭЛ функционирует на основе передовых российских IT-технологий от компании АСКОН.
  • В Башкирии введена в строй солнечная электростанция с самым большим накопителем энергии в России и первая очередь роботизированной фермы.
  • В Иркутске и Белгородской области – новые пищевые производства.
  • В Пензенской области – первая очередь молочного комплекса.
  • В Тульской – овцеводческая ферма.

<hr/>

Закрытый указ

На этой неделе было озвучено конкретное решение по снижению долгового бремени предприятий оборонно-промышленного комплекса – 375 млрд рублей будет списано, ещё столько же реструктуризировано на 15 лет под 3% годовых. Те, кто следит за темой, знают, насколько давно зрело это решение. Ещё в прошлом году должностные лица прямо заявляли, что оборонные предприятия живут впроголодь и, фактически, попали в долговую кабалу к банкирам. Вся невеликая прибыль таких предприятий уходит на обслуживание долга вместо того, чтобы инвестироваться в новые разработки и модернизацию производства. В конце прошлого года сложилось понимание, что отрасль стоит на грани краха, и под угрозой находится выполнение гособоронзаказа, поэтому был издан президентский указ о решении проблемы с долгами, параметры которого нам теперь и озвучили. Однако как вышло, что гордость страны – военные заводы – погрязли в долгах, и поможет ли их списание решить системные проблемы?

Время экспорта

  • Очередной комплект российского оборудования для атомной электростанции отправлен в Бангладеш.
  • Оборудование для металлургического комбината – в Армению.
  • Тепловозы – в Узбекистан.
  • Поезда метро – в Болгарию.
  • Трамваи – в Латвию.
  • Медицинское оборудование – в Гану.
  • Сельскохозяйственная техника – в Чехию.
  • Система управления горным производством – в Перу.
  • Оборудование для аэропортов и азотные станции для НПЗ – в Белоруссию.
  • Нигерия получила первый модернизированный вертолет Ми-171Е.
  • Уникальные 3D-сканеры российской разработки поставлены в Южную Корею и Объединённые Арабские Эмираты.

Другие меры

Конечно же, одного лишь списания долгов оборонке для того, чтобы вдохнуть в неё вторую жизнь, недостаточно.

Возможно, стоило бы разрешить предприятиям делать более высокую наценку, но здесь и Министерство обороны понять можно – у него тоже бюджет не резиновый. Получается парадоксальная ситуация – одна государственная рука борется с другой, а проигрывает весь организм. Однако выход всё же существует – это гражданская продукция.

Мы уже много рассказывали о том, что перед ОПК поставлена задача довести выпуск гражданской продукции до 50% от общего производства к 2030 году. На сегодняшний день этот план даже немного перевыполняется, и показатель уже составил 20%. Оборонные предприятия выпускают беспилотники для сельского хозяйства, медицинское оборудование, измерительные приборы и т.д. Так как всё это продаётся на открытом рынке, то и наценку диктует рынок, а не чиновники. Однако и здесь есть своя сложность – иностранные конкуренты. Многие виды гражданской продукции, выпуск которой мы сейчас только осваиваем, давно освоены крупнейшими мировыми игроками, и вытеснить их даже с российского рынка весьма непросто. Особенно заметно это на примере микроэлектроники. Поэтому для поддержки отечественного производителя в Правительстве сейчас обсуждается предложение о преференциях при проведении госзакупок и налоговых льготах. Кто скажет, что это протекционизм. Он самый, в чистом виде. Но нужно понимать, что по другую сторону негласно работает мощнейшее лобби иностранных производителей, и ему просто необходимо что-то противопоставить. Но почему именно сейчас?

Решающий момент

Именно сейчас приближается решающий момент – из 6 трлн руб., предусмотренных в нацпроектах на закупку машин и оборудования, свыше 3 трлн руб. может быть обеспечено за счёт производственных возможностей российской промышленности, в том числе предприятий ОПК. Будет очень досадно, если эти 3 трлн уйдут иностранным производителям, а уж они сейчас, можно не сомневаться, включили все свои лоббистские возможности в борьбе за лакомый кусок. И, вероятно, потому вышеупомянутые предложения о поддержке наших предприятий встретили упорное сопротивление в некоторых министерствах. Хочется надеяться на то, что оно будет сломлено, а министерские ряды по итогам битвы очищены от отметившихся в этом нелепом сопротивлении персонажей.

Продолжим наблюдать за ситуацией. Теперь о людях.

Нужное дело

Эта фотография известна, наверное, всем. На ней курсанты Нахимовского училища отдают честь ветерану Великой Отечественной Войны Анатолию Голимбиевскому – единственному выжившему бойцу из всей группы, первой принявшей бой в Цемесской бухте. Необычайная художественная сила снимка 1989 года даже обеспечила ему победу на международном конкурсе World Press Photo.

Однако в текущем году мы отмечаем появление новой традиции – в городах России массово проводятся так называемые «персональные парады». Такие уже состоялись в Уфе, Ростове-на-Дону, Смоленске, Костроме и многих других городах страны. Обычно они приурочены ко дню рождения кого-то из ветеранов или Дню защитника Отечества. Не каждый из ветеранов по состоянию здоровья может посетить Парад 9 мая, поэтому мероприятие устраивают обычно прямо возле их дома. Несомненно, это интересное и положительное явление.