Российские нефтяные компании пробурят везде – стоит только захотеть.

Россия щедро одарена полезными ископаемыми, в том числе и нефтью. Не подлежит сомнению, что эффективное и рациональное использование этих ресурсов является первоочередной задачей государства, что позволит устойчиво получать высокие доходы в случае дальнейшего развития нефтяного экспорта. К сожалению, в большинстве случаев российские нефтяные месторождения расположены в малоосвоенных исключительно сложных климатических и географических условиях.

Так, на российском арктическом шельфе расположены запасы нефти и газа стоимостью до $20 трлн. Они могут к 2050 году обеспечить 20-30% добычи нефти, пишет Financial Times.

Санкции затронули нефтегазовый сектор — доступ к иностранному капиталу и технологиям был ограничен. Работа российских нефтегазовых компаний в Арктике показывает, что они смогли выстоять в период санкций и развивают сложные проекты на шельфе, в частности, в одном из самых труднодоступных регионов — на Крайнем Севере, используя высокие технологии в бурении. Они нашли способ подстроиться под обстоятельства и оставаться конкурентоспособными, пишет Financial Times.

В 2017 году «Роснефть» начала бурить скважину Центрально-Ольгинская-1 на Хатангском лицензионном участке. Это самая северная нефтяная скважина в России, расположенная под ледяными водами моря Лаптевых, «одна из наиболее технологически сложных в истории России», пишет издание. Но это также и триумф для президента Владимира Путина, отметившего начало бурения как «доказательство национальной изобретательности». Санкции не оказали долгосрочного воздействия, полагает издание.

Возможно, они вызвали кратковременную «головную боль» для российской экономики.

С 2013 по 2016 год добыча российской нефти выросла почти на 6 %, это более чем в два раза превышает рост совокупного объема производства в группе стран ОПЕК. За этот период доходы трех крупнейших производителей страны выросли на 11%.

Инвестиции одной только «Роснефти» с 2012 в разработку арктического шельфа составили около 100 млрд рублей, а с 2017 по 2021 год объемы инвестиций вырастут до 250 млрд рублей. До 2021 года компания собирается пробурить четыре поисковые скважины на шельфе моря Лаптевых, а также восемь скважин — в Карском и Баренцевом морях. Еще недавно бурение скважин на Крайнем Севере считалось крайне амбициозным проектом, едва ли реализуемым, полагает FT, однако работа на шельфе показывает, что российские нефтегазовые компании «нашли способ действовать независимо».

По предварительным оценкам, около 9,5 млрд т нефтяного эквивалента находится ниже уровня льда, где «Роснефть» занимается сейчас бурением, пишет FT. Эксперты полагают, что в российском арктическом шельфе шельфа находится залежи нефти и газа стоимостью $20 трлн и к 2050 году они обеспечат 20-30% добычи нефти. «Роснефть» и «Газпром» получили исключительные права на их эксплуатацию.

Международное нефтегазовое сообщество начинает менять отношение к сотрудничеству с Россией. Представители европейских и американских нефтяных компаний почти перестали упоминать о санкциях на встречах с должностными лицами Минэнерго России и топ-менеджерами российских компаний.

Вот так санкции показали высокие возможности российских нефтяных компаний по добыче полезных ископаемых в районах с плохими климатическими условиями.