Нужда в учении Маркса: в чём она и чем определяется? Часть 3.
На модерации
Отложенный
Резюмирована природа финансового капитала в его отношении к капиталу, деньгам, стоимости, труду и жизни человека и в отличие финансового капитала от них, а также общественные условия неотвратимого перехода к коммунистической общественной формации как диалектического отрицания финансового капитала и всей экономической общественной формации.
Краткое резюме сущности власти и исторических условий её отчуждения.
Капитал — это форма высшей институциональной власти над общественным воспроизводством. Но капитал есть самовозрастающая стоимость, равно как и деньги (эта первоначальная простая форма капитала), есть ставшая самостоятельной стоимость. Стоимость — это форма институциональной власти. Но чьей власти? И какой по своей общественной природе власти?
Труд есть осуществление власти над предметами труда, а равно и над орудиями труда, ибо и те, и другие суть продукты труда; он есть власть над ними. Но они (предметы, орудия и продукты труда), как и сам труд, также суть и условия жизни человека.
Производственные отношения — общественная форма жизнедеятельности человека, а самоё производство как процесс труда — власть человека (производственного коллектива) над материальными (органическими и неорганическими) условиями своей жизни, а равно и материальная основа всего способа жизни человека в его целом.
Но труд есть форма отчуждения жизнедеятельности человека и результат самоотчуждения человека от своей родовой сущности, превратившие и всё более и более превращающие человека в частичного человека.
Труд — это отчуждённая и отчуждаемая жизнедеятельность частичного человека, ещё не ставшего всецелым и подлинным человеком, но только исторически становящегося таковым посредством развития всего своего воспроизводства и своей общественной природы (= сущности человека).
В то же время власть — это могущность человека над всеми (материальными и духовными) условиями своей жизни. Или, иначе, это исторически определённая и, следовательно, ограниченная по своей могущности материальная сила человека. Посредством этой материальной силы человек осуществляет, изменяет и развивает не только условия своей жизни, но и самого себя, производя и воспроизводя самоё свою общественную жизнь. Иначе говоря, власть — это исторически определённая могущность производительной силы человека.
Поэтому самоотчуждение человека от своей родовой природы есть отчуждение человеком своей собственной власти как чуждой человеку и господствующей над ним власти. А равно и самоотчуждение человека есть отчуждение человека от этой, отчуждённой им, собственной власти над самим собой и своей жизнью, подчинение человека этой отчуждённой им власти как чуждой ему и господствующей над ним силой, характеризующейся исторически определённой могущностью.
Стоимость, деньги и капитал как формы развития отчуждённой власти.
Изначально стоимость есть вещная форма воспроизводства власти над человеком произведённых и производимых им самим вещей (товаров) — власти, отчуждённой человеком от самого себя как чуждой себе и стоящей над ним в качестве чуждой ему и господствующей над ним силы, характеризующейся определённой могущностью.
Деньги — это ставшая самостоятельной вещная форма стоимости, а равно и простая форма капитала. Капитал же есть уже не только высшая форма развития денег, но и последняя форма наивысшего развития стоимости как таковой.
Однако капитал, в отличие от своих первоначальных и простых форм (в отличие от стоимости и денег), воспроизводит себя не только и не столько в вещной форме товаров и посредством вещной формы товаров, но и, прежде всего, в формах институциональной власти, опосредствуемой вещами и общественными условиями. К этим общественным условиям относится не только распределение условий общественного производства, но и господствующие в данном обществе институты и идеология, господство которых обеспечивается силой институциональных органов материального и духовного принуждения — политических (государств) и духовных (религиозных) форм организации господствующих классов и находящихся в их распоряжении форм «приводных ремней к массам».
Общественная природа финансового капитала и его отношение к капиталу.
Финансовый капитал, согласно представлениям самого буржуазного общества, исторически возник как высшая ступень развития капитала, а равно и как его (капитала) превращённая форма.
Однако в действительности финансовый капитал — это такая превращённая форма капитала, которая, став его (капитала) всеобщей формой и доведя капитал до исторического и логического предела его развития, на этой высшей ступени предельного развития капитала как такового переворачивает всё своё отношение к капиталу.
Дело не в том, что финансовый капитал превращает всякий капитал любого вида в превращённые формы самого себя — финансового капитала.
Дело в том, что финансовый капитал совершает гораздо более существенное, нежели превращение всякого капитала в свою (финансового капитала) форму, преобразование общественного воспроизводства в его целом.
В результате этого преобразования, являющегося переворотом в отношении финансового капитала к капиталу, финансовый капитал, как и капитал, по-прежнему остаётся отчуждённой от человека и господствующей над ним чуждой и чужой ему его (человека) высшей властью над всем своим общественным воспроизводством.
Власть человека над всем своим общественным воспроизводством опосредствуется теперь исключительно и только чуждой человеку и стоящей над ним как господствующей над ним властью финансового капитала над всем общественным производством материального и духовного богатства человека, а равно и над всяким человеком.
Однако, в отличие от капитала, финансовый капитал уже не есть самая стоимость на высшей ступени её развития, но есть символ стоимости вообще, который, как и стоимость, сохраняет и воспроизводит самоё себя также и в вещной форме. Но, в отличие от симулякра денег, финансовый капитал не есть симулякр капитала.
Будучи формой той же самой отчуждённой власти над общественным воспроизводством, каковой является также и капитал, финансовый капитал есть не простой образ капитала, а его (капитала) символ.
Финансовый капитал, перестав быть собственно капиталом, не утратил существенной родовой связи и полной преемственности с ним (капиталом) как высшей институциональной властью над процессом воспроизводства.
Более того, именно финансовый капитал доводит эту отчуждённую от человека его высшую институциональную власть над общественным воспроизводством до её (этой институциональной власти) высшей, предельной ступени развития, постоянно отсылая самоё себя и всех подвластных ему (финансовому капиталу) к своему историческому «первообразу», то есть к капиталу.
Но финансовый капитал отсылает к капиталу не как к иному себе, а как к самому себе, то есть как к отчуждённой от человека высшей институциональной власти над общественным воспроизводством.
Упразднив вещную форму (форму материального субстрата) капитала (и стоимости), финансовый капитал предстаёт предельно «чистой формой» субстанции капитала (и стоимости) — формой воспроизводства отчуждения труда, а равно и продуктов труда человека (отчуждённого от своей родовой сущности) как всеобщего тотального отчуждения труда и его продуктов.
Буржуазная кажимость действительной природы финансового капитала.
Однако, и в этом суть, охарактеризованное в предыдущем разделе соотношение между финансовым капиталом и капиталом есть существенно отягощённая буржуазной идеологией кажимость действительного соотношения между ними (финансовым капиталом и капиталом).
Буржуазному сознанию финансовый капитал предстаёт как «сын единородный, сущий в недре отчем» капитала, рождённый им (капиталом) и воплотившийся в ипостась, различную с ипостасью самого капитала. Это всего лишь кажимость буржуазного сознания, от этого для самого буржуазного сознания реальностью быть не перестающая.
Не только логически, но и исторически действительные отношения между отчуждённой от человека, стоящей над ним как господствующей над ним чуждой ему высшей институциональной властью над общественным воспроизводством и стоимостью, высшей формой и пределом развития которого исторически и логически является капитал, обратные.
Отчуждённая от человека и господствующая над ним высшая институциональная власть над его общественным воспроизводством в действительности есть «предвечный отец» и стоимости, и денег, и, тем более, капитала (см., например, статью Нация: как возникает и как долго будет существовать?, которая опубликована автором 28.05.2012 по адресу: https://stat.newsland.com/user/4297738632/content/4344125 ).
Лишь на последней ступени развития буржуазного общества, завершающей развитие всей экономической общественной формации, самому буржуазному обществу эта власть явилась как «сын капитала, единородный и единосущный своему отцу (капиталу)».
Исторически и логически капитал — это «предвечный единородный и единосущный сын» своего «предвечного отца» (отчуждённой от человека и господствующей над ним чуждой ему высшей институциональной власти над его общественным воспроизводством).
Однако этот «отец», как и все иные категории политической экономии, лишь на самой высшей и последней ступени развития основанного на воспроизводстве капитала общества, то есть буржуазного общества, явил себя в своей наиболее развитой форме — в форме финансового капитала.
Прежде Маркса открыто Исусом Христом чрез Иоанна Богослова, что чуждая человеку и господствующая над ним (являющая себя господом человека) высшая власть над жизнью (общественным воспроизводством) человека, есть «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Отк. 12:9).
Именно эта чуждая человеку, тотально покорившая его и господствующая над ним высшая институциональная власть над его жизнью есть «предвечный отец» Золотого тельца (денег) и его высшей формы — капитала, который («предвечный отец» Золотого тельца и капитала) «в конце времён» экономической общественной формации закономерно явил себя финансовым капиталом.
Но поскольку «сатана — обезьяна Бога», постольку и власть «сатаны» над человеком закономерно дана общественному сознанию идеологией, господствующей над ним в условиях экономической общественной формации, как власть Бога и от Бога.
Закономерные характеристики процесса воспроизводства финансового капитала и его диалектическое отрицание.
Таким образом, возвращаясь к функционированию финансового капитала, следует сказать, что финансовый капитал — это стоимость, исторически сбросившая с самоё себя свою вещную, а не только денежную, форму. Этим самым финансовый капитал упразднил меновую стоимость как таковую и таким способом начал процесс упразднения, снятия не только вещной (товарной) формы стоимости, но и формы стоимости как таковой.
Финансовый капитал есть начало процесса диалектического отрицания стоимости. Но самоё это диалектическое отрицание есть «отрицание отрицания» первого диалектического отрицания самоё себя высшей институциональной властью над общественным воспроизводством. Того первого диалектического отрицания, которым порождены государство, меновая стоимость (обмен товарами вместо имевшего место прежде непосредственного распределения продуктов труда) и стоимость как таковые.
Общественное воспроизводство, осуществляемое под властью финансового капитала, — это упразднение экономической общественной формации в рамках самой экономической общественной формации и средствами самой этой формации, и именно в этом заключается главное противоречие этой высшей и завершающей ступени развития экономической общественной формации.
Упразднив меновую стоимость (цену) товаров и этим начав процесс снятия (упразднения) товарной формы стоимости и стоимости вообще, финансовый капитал не завершил, да и не может завершить этот процесс упразднения ни вещной формы стоимости (то есть товарной стоимости, товара), ни стоимости вообще как таковой. Ибо финансовый капитал, упраздняя вещную форму стоимости и самую стоимость как таковые, этим же самым способом их упразднения постоянно утверждает и вещную (товарную) форму стоимости, и самую стоимость, непрерывно и закономерно воспроизводя их.
Вследствие этого продукты труда продолжают производиться и как стоимости, и как товары, имеющие стоимость и потребительную стоимость, но не имеющие меновой стоимости (цены), вместо которой тотально применяется симулякр цены. И самоё общественное воспроизводство по своему характеру по-прежнему остаётся товарным производством, хотя оно и осуществляется теперь помимо товарного обмена, полностью исключая товарный обмен и тотально замещая его распределением товаров под видом обмена товаров и как обмен товаров.
Ибо деньги как наиболее развития вещная форма товара, являющаяся всеобщим товаром-эквивалентом всех товаров и самостоятельной вещной формой стоимости, полностью изъяты из общественной практики и тотально замещены симулякром денег. Симулякр денег — вещный по своему существу образ денег, обращающийся как деньги вместо денег и по правилам обращения денег, поскольку продукты труда не только производятся и потребляются как товары (стоимости), но и распределяются под видом обмена как обмен и вместо обмена товаров (стоимостей). И поскольку эти продукты суть продукты именно труда как формы отчуждения жизнедеятельности человека.
Поскольку продукты общественного производства производятся трудом (в форме отчуждения жизнедеятельности человека) как товары (стоимости), а равно и распределяются и потребляются они как товары (стоимости), постольку финансовый капитал, оставаясь самим собой, не может упразднить сам себя, окончательно сбросив с самого себя форму стоимости. То есть финансовый капитал не может диалектически снять самоё себя как отчуждённой от человека и господствующей над ним в качестве чуждой ему его (человека) собственной высшей институциональной власти над своим общественным воспроизводством.
Ведь диалектическое снятие финансового капитала тождественно упразднению отчуждения человека от самого себя и от своей власти над своей жизнью, то есть оно тождественно непосредственному присвоению человеком всей своей родовой природы и всей своей власти как могущности своей собственной производительной силы.
И такое диалектическое отрицание, а равно и снятие финансового капитала неизбежно и неотвратимо будет осуществлено пролетарской социальной революцией как диалектическое отрицание и снятие всей экономической общественной формации.
Именно этой исторической неизбежностью грядущей вскоре пролетарской социальной революции обусловлена нужда в учении Маркса, но не в виде тех краеугольных камней и общего каркаса всего будущего «здания» учения сего, возведённого непосредственно самим Марксом, а в виде ставшего органической целостностью учения Маркса.
Это — уже назревшая нужда рода человеческого в органически целостном революционном учении об освобождении для всецелого практического присвоения своей родовой сущности каждым человеком посредством развития всех своих подлинно человеческих качеств вне кем бы то ни было извне положенных пределов, когда свобода развития каждого человека есть условие свободного развития всех и наоборот.
И эта нужда непременно будет удовлетворена живой революционной практикой (невозможной без подлинно революционной теории) самого человечества под руководством современного пролетариата, организованного как класс для себя, служащий интересам освобождения не только своего народа, но и всего человечества в целом. Ибо без этого всеобщего освобождения человека для развития как человека такое освобождение невозможно ни одному из сущих народов. И наоборот – такое всеобщее освобождение человека невозможно без освобождения каждого и всех из сущих народов.
Более того, освобождение человека не может начаться никак иначе, кроме как успешно начавшимся и устойчиво развивающимся, то есть становящегося необратимым, процессом освобождения относительно малого числа сущих народов. Однако абсолютным условием необратимости освобождения каждого народа является ставшая уже, то есть возникшая как факт, необратимость процесса освобождения всего человечества.
Василиев Владимир, 2 марта 2020 года.
Текст первичной публикации доступен по адресу: http://www.dal.by/news/178/03-03-20-1/
Часть 1 здесь: https://stat.newsland.com/user/4297738632/content/7040962
Часть 2 здесь: https://stat.newsland.com/user/4297738632/content/7044250
Статья автора о том, что есть, как возник и как воспроизводится финансовый капитал, доступна здесь: https://stat.newsland.com/user/4297738632/content/7034490
Комментарии
Поэтому именно с логикой и содержанием этой третьей части, а вернее с тем целым, которое впервые только и дано в самом сжатом виде посредством третьей части статьи "Нужда в учении Маркса...", следует сообразовывать (согласовывать) содержание всех предшествующих статей автора в том случае, когда и если у их читателя возникает сомнение в точном значении и смысле какого-либо из утверждений или выводов, содержащихся в той или иной из этих предшествующих статей автора за последние, как минимум, восемь лет.
Сфера обращения – сфера товарно-денежного обращения в целом, внутри которой как особый, относительно автономный, сектор обособлено собственно денежное обращение.
Денежное обращение, осуществляемое сначала в виде обращения металлического золота в качестве денег непосредственно, а затем также и в виде знаков денег как разновидности векселя, всех иных, ставших особыми видами ценных бумаг, разновидностей векселя, их эмиссия и прочее.
В том числе не рассматривалось возникновение диспропорций между товарно-денежным обращением и собственно денежными операциями обращением и способы ликвидации таких диспропорций — торговые и денежные кризисы.
Почему так?
Обмен товаров, осуществлявшийся прежде (в условиях воспроизводства капитала как капитала) никак иначе, кроме как товарно-денежный обмен, ибо обмен товаров тотально опосредствовался обращением всеобщего товара-эквивалента, то есть денег, финансовый капитал тотально заместил распределением товаров, опосредствуемым симулякрами денег, но осуществляемым вместо обмена под видом обмена и как обмен товаров на деньги и обратно (как обмен денег на товар).
С момента превращения всего общественного капитала в финансовый капитал сферы обращения больше нет – нет ни как действительности, ни, следовательно, как действительного предмета рассмотрения.
Рассмотрение же иллюзорных (фейковых) в действительности, но реальных для буржуазного сознания и в буржуазном сознании предметов и явлений – это уже предмет совсем другой органической части революционной пролетарской науки, нежели критика политической экономии. Да и в буржуазной науке всё это давно уже стало предметом не...
= Ульянов (Ленин), проанализировав закономерности и условия расширения воспроизводства общественного капитала, выделил в составе первого крупного общественного подразделения ещё одно подразделение — производство средств производства для производства средств производства (производство средств производства для средств производства), в отличие от производства средств производства для производства средств к жизни. Производство средств производства для средств производства Ульянов (Ленин) обозначил как подразделение Ia, а производство средств производства для средств к жизни («предметов потребления») — как подразделение Ib. =
Ссылочку, пожалуйста. Где это у Ильича?
Если Вы зациклены на значках "Ia" и "Ib", которыми обозначены соответственно подразделения производства "средств производства для средств производства" и "средства производства для средств потребления" в таблице Ульянова (Ленина) на с.80, то самих этих значков в его работе "По поводу так называемого вопроса о рынках" нет. Но самое выделение двух этих крупных общественных подразделений производства в дополнение к тому, которое сделано Марксом, а равно и их наименование именно таким образом, как на это очень кратко указано мноею в опубликованном авторском "конспекте", дано Ульяновым (Лениным).
Что касается исключительно и только "значков Ia и Ib", приведённых мною, то они использовались практически во всех словарях и учебниках по политэкономии, изданных в СССР, начиная, по меньшей мере, с 1930-х годов. И авторство Ульянова (Ленина...
Над 3-ей частью еще работаем.
Видим редкую для Интернета логичность и доходчивость.
Что касается вашей репутации, то пока она страдает по двум пунктам.
1. "Производство средств производства для средств производства Ульянов (Ленин) обозначил как подразделение Ia..."
На самом деле так обозначили вы, а не Ленин. Свою нечистоплотность признаёте?
2. Страх увидеть в задающем вопросы Глеба Капустина.
Знаток в этом деле, Мамардашвили, говорит, что это форма, обретшая самостоятельность. Якобы форма становится содержанием. Но как самостоятельный проект она должна иметь свою новую форму.
Великий философ приводит пример с самовозрастающей стоимостью. Однако в данном случае этот прием называется в литературе олицетворением. Стоимости приписывается деятельность капиталиста по возрастанию его капитала.
Наши вопросы:
1. Есть ли литературный прием олицетворения – перенос на абстракцию свойств живого человека – созданием этой самой превращенной формой?
2. Если форма «стоимость» при возрастании стала содержанием, то какова ее новая форма?
3. Или марксистская философия предполагает существование формы без содержания?
Будем вам, Владимир, весьма признательны, если найдете возможным помочь нам разобраться в этих вопросах. Без ссылок. В живой беседе.
Содержание всегда оформлено, а форма - содержательна - так это представлялось с момента зарождения философии, ибо это следует из самой семиотики и семиологии языка.
Однако общественная форма в учении Маркса - это не "обычная" форма философов любой из философских школ, которые практически все так или иначе оперируют с таким человеческим, которое тождественно животному (различия политического, экономического и т.д. ничуть не изменяют и не отменяют того, что всё это сказуется о животном = человеку).
Маркс оперирует с социальным и, что есть тоже самое, с историческим (что было недоступно в принципе мышлению Энгельса, а посему Энгельс и не ведал, ибо не мог ведать, социальной формы движения материи как таковой - см. Диалектика природы, да и все и прочие работы Энгельса, так или иначе касающиеся этой темы или трактующие нечто на осн...
Можно, конечно, заниматься и этим, тем более, когда это является некоей гимнастикой ума, но ведь можно и так доупражняться на этих снарядах, что из этого зала уже никуда не выбраться, кроме как в другой зал, где стены обшиты мягким материалом (для исключения травм головы и прочих частей усиленно сосредоточенного, как мудрый Каа, на мышлении одной мысли, которая только и есть весь предмет этой мысли - тождество всей его формы со всем его содержанием).
Что касается превращённых форм, то, прежде всего, это вопрос о различии между сущностью (общественной формой как таковой) и формами её явления в исторически конкретных условиях, которых, как минимум, не одна и каждая из которых (превращённых форм) не тождественна самой форме. Во-вторых, но не логически, а исторически, это вопрос о мере развитости самой формы (её содержания, прежде всего) и, следовательно, о том, в каких исторически-конкретных превращённых формах (и с каким исторически-конкретным содерж...
Иными словами, это вопрос о том, какие конкретно-исторические условия обусловливают закономерное превращение конкретной общественной формы (со всем присущей ей сущностным содержанием) в конкретный ряд своих феноменологически форм (превращённых форм с присущим каждой из них содержанием), как таковые существующих в общественной практике и данных соответствующему общественному сознанию именно как те и такие объективные мыслительные формы, которые определяют и направляют не только о...
Однако отождествление представлений Энгельса с учением Маркса, во-первых, но ещё более — перетолкование и истолкование учения Маркса согласно представлениям и разъяснениям, данным Энгельсом, во-вторых, от учения Маркса оставили одну только фразу, полностью извратив всё его содержание и подменив весь пролетарский революционный дух учения Маркса буржуазным духом в его (буржуазного духа) преимущественно англосаксонском изводе.
Давайте попробуем уточнить понятия.
= Что касается превращённых форм, то, прежде всего, это вопрос о различии между сущностью (общественной формой как таковой) и формами её явления в исторически конкретных условиях, которых, как минимум, не одна и каждая из которых (превращённых форм) не тождественна самой форме. =
Например. Сущность капитала – самовозрастание стоимости. В то же время сам капитал – общественная форма существования социума в конкретную эпоху. Естественно, одна из форм.
Что в таком случае выступает превращенной формой? И почему она (оно) называется превращенной?
Возможно, у вас есть более подходящий пример для понимания термина «превращенная форма». Будем только благодарны.
Пчёлка, Бобер
Этим самым вы на меня перелагаете тот труд, который, если вы сами его не выполните, не даст никакого результата именно вам - мы по-прежнему будем разговаривать на разных языках.
Именно потому, что вы не дали себе этого труда, вы и не поняли того, что мною сказано вам в ответ, а в нём уже есть ответы на вновь задаваемые вами вопросы.
Кстати говоря, и в этой части третьей содержатся все те "определения" категорий, которые вы некорректно сформулировали. А равно и в этой же третьей части изложена основа ответов на ваши вопросы.
Ещё Гегель учил, что надо подальше отойти, чтобы точнее попасть. Но старик ошибался - нередко надо подальше, если не совсем, отойти, чтобы вообще получить шагнс на попадание.
Категория, в том числе, и тем отличается от понятия, что категория есть диалектически конкретное единство всех своих определений в то время, как у понятия есть всего лишь только одно определение (формулировок может быть много, а вот определение - одно, иначе это уже не понятие, а нечто иное - неопределённое, ибо не однозначное).
Вы же упорно держитесь за одно определение капитала (да и то не совсем корректное, а если диалектически, то и вообще не точное и не верное), но не как категории, а как понятия, и пытаетесь с ним оперировать как с посылкой некоих своих силлогизмов, аргументами которых берёте такие же точно "понятия", каковым вы для себя из самих себя выставляете и пред собою пред-ставляете "капитал" - в этом вы даже дальше Рене де'Карта не вдинулись ни на шаг.
Капитал (как...
Владимир, а ведь мы не спрашивали вас о том, чем отличается категория от понятия. :-)
Вопрос касался превращенной формы.
= Кстати говоря, и в этой части третьей содержатся все те "определения" категорий, которые вы некорректно сформулировали. А равно и в этой же третьей части изложена основа ответов на ваши вопросы. =
Если бы это было так на самом деле, вы бы просто взяли и процитировали их.
Но, увы! Вы стали говорить о том, о чем мы вас не спрашивали.
Сомерсет Моэм этот полемический прием назвал уклончивым многословием.
О том, что капиталистическая формация сойдет со сцены - спору нет.
Но вот то, что это произойдет путем пролетарской революции - вопрос весьма дискуссионный.
У вас необходимость будущей пролетарской революции ничем не обоснована. Никакой связи с предыдущим изложением в этом выводе нет.
Тем не менее, спасибо за диалог.
Первый раз за уточнением:
= Производство средств производства для средств производства Ульянов (Ленин) обозначил как подразделение Ia, а производство средств производства для средств к жизни («предметов потребления») — как подразделение Ib. =
Спасибо, вы ответил. Дали ссылку. Том, страница. Из которой стало ясно, что обозначения "la" и "lb" сделаны не Лениным а вами.
Казалось бы. Диалог можно было бы и кончать. Но вы, почему-то сочли необходимым в своем дополнительном комментарии "ущипнуть" нас, задавших вопрос, намеком на известного литературного персонажа Глеба Капустина.
Это - вполне естественно. Кому нравится, когда человека ловят на нечистоплотности.
Нас же всерьез заинтересовало, с кем же мы имеем дело? Со знатоком исторического материализма или аферистом от материализма?
Поэтому мы задали зондирующий вопрос. А что такое, упомянутая вами в тексте "превращенная форма"? Понимаете ли вы, о чем говорите?
И тут все встало на свои места.
Что такое превращенная форма вы не ответили.
Но привели четыре позиции.
1. "Что касается превращённых форм, то, прежде всего, это вопрос о различии между сущностью (общественной формой...
3. "Посмотрите экономические рукописи Маркса 1857-1859 годов в части выводов Маркса относительно развития категорий буржуазного общества вообще и политической экономии, в том числе. И тогда, в-третьих, для вас может проясниться, что сам ваш вопрос сформулирован и поставлен так, что ответа на него, согласного с учением Маркса, не найти".
Вот, так - "ответа... согласно с учением Маркса, не найти".
А теперь - правильный ответ.
Превращенные формы - те формы, которые сущность проходит в своем развитии.
В природе это - знакомый нам со школы цикл - яйцо-гусеница-куколка-бабочка (мотылёк).
В политэкономии, с чего всё и началось, та же смена форм политэкономического содержания. Чаще всего - стоимость и ее товарная и денежная формы.
И если в природе обратный цикл не возможен, то переход, например, Д-Т-Д наполняет всю нашу жизнь. Бесконечно превращая одну форму в другую. Любая покупка есть в то же время и продажа. Одновременное превращение денег в товар и наоборот.
Все формы, которые при этом проходит стоимость есть превращенные формы.
И всё - по Марксу.
Учите матчасть, Владимир. Иначе быть вам превращенной формой. В лучшем случае - Глебом Капустиным...