Турецкий гамбит с очевидным исходом – Эрдоган уже понял, что проиграл

На модерации Отложенный

 

В стремлении продемонстрировать всему миру свою силу, Реджеп Тайип Эрдоган сделал для себя куда менее приятное открытие. Вот только зашел он слишком далеко

Турецкий гамбит с очевидным исходом – Эрдоган уже понял, что проиграл

Конечно, назвать Эрдогана самым удачливым игроком в сирийской кампании нельзя. США окопались вокруг нефтяных месторождений. Им уже давно плевать на свержение Башара Асада. По инерции Вашингтон бросается гневными заявлениями в адрес Дамаска, попутно зарабатывая хоть и грязные, зато солидные деньги на сирийской нефти. Официальный Дамаск, тем временем, накопил немалое количество побед в борьбе за освобождение Сирии от боевиков. Россия помогала ему в этом, заслужив тем самым статус настоящего миротворца и борца с терроризмом.

На этом фоне достижения Эрдогана меркнут. В свое время и он смог приложить руку к сирийской нефти, но шанс был упущен. Еще совсем недавно казалось, что ситуация здесь под его полным контролем, и он щедро одаривал союзников своей поддержкой, без которой преодолеть горячую фазу конфликта действительно было бы куда сложнее. Теперь же расклад изменился. Эрдоган увидел, что остатки былой роскоши – это кучка лояльных джихадистов, которых нещадно громит сирийская армия. Как следствие, в Сирии наблюдается очередной виток эскалации.

В прошлом такого рода моменты улаживались переговорами между Эрдоганом и Путиным. Даже стремительное наступление турецких войск против курдов на северо-востоке Сирии удалось остановить. Стороны всегда находили компромисс. Только Эрдоган с ним не выглядел победителем. Именно поэтому сейчас он так яростно отвергает такой сценарий. Ему была необходима своя война, маленькая и победоносная. Тут и возникли первые проблемы.

Пока напряженность в Идлибе нарастала, Москва традиционно не спешила с резкими выпадами. Россия сдержанно настаивала на прекращении конфликта, аккуратно намекая Эрдогану, что он перегибает палку. Похоже, что в Анкаре эту сдержанность восприняли, если не за слабость, то уж точно за нежелание ввязываться в конфликт. Логично, ведь Турция – это не просто партнер России по сирийскому урегулированию, но и покупатель российской военной продукции. Ради ракетных комплексов С-400 Анкара даже испортила отношения с Вашингтоном. Но самоуверенность подвела турецкие элиты. Когда дело дошло до столкновений в Идлибе, оказалось, что российские войска вовсе не дистанцируются от боя. Авиация работает все так же активно, лишая турок и лояльных им боевиков всякого шанса.

Так и настало время звать на помощь, а в СМИ появилась информация о том, что Анкара обратилась к Вашингтону за ракетными комплексами «Patriot». Просьба заключалась в том, чтобы США разместили их на границе с Идлибом и перехватывали российские и сирийские самолеты. Надо признать, что шаг весьма провокационный и отчаянный, учитывая разногласия между турками и американцами.

Только с самого начала этой авантюры было ясно, что западные страны не горят желаниям в нее ввязываться даже ради союзника по НАТО. Локальный конфликт на севере Сирии может легко превратиться в войну с Россией и даже новую мировую войну. Вероятно, именно осознание этого факта сдерживает американское командование от размещения в Турции комплексов «Patriot». Источники издания «Politico» сообщили, что эта идея очень нравится чиновникам Госдепартамента, однако не им нести ответственность за однажды сбитый российский самолет.

Случайно это произойдет или нет — последствия нетрудно предугадать.

Эрдоган понимал, что поддержки ему не дождаться. Чего он явно не понимал, так этого того, что его кампания пойдет не по плану. Решение воспользоваться 4-й статьей устава НАТО было заранее обречено на провал. Это было политической формальностью, в ответ на которую Анкара получила такую же формальную политическую поддержку.

Особняком в этой истории стоит провокационное решение Эрдогана натравить на Евросоюз беженцев, которых до сих пор удерживали на территории Турции в рамках договоренностей между Анкарой и Брюсселем. Что в нем особенного? Прежде всего, очевидно, что на такой деструктивный жест европейские страны не отреагировали бы в стиле: «Ладно-ладно, мы все поняли – идем на помощь». И уж тем более не было смысла ждать, что это принесет помощь военную. Зачем же тогда это было нужно? Зачем портить отношения с союзниками в самый неподходящий момент?

Ответ прост: Эрдогану больше не нужна его маленькая победоносная война. Идлибская авантюра увязла без шансов на успех. Затягивать конфликт – значит растрачивать силы, пожертвовать еще большим количеством солдат и позорно отступить в конечном итоге. Идея с беженцами стала для Эрдогана криком отчаяния.

«Проблема Идлиба обернулась для нас почти 4 миллионами человек, которые устремились к нашим границам. Из них 1,5 миллиона в настоящее время находятся на наших границах. Мы работаем, чтобы создать безопасную зону. У нас в стране проживает 3,7 миллиона сирийцев, но мы не в состоянии справиться с новой волной беженцев. Цель кризиса в Идлибе – это загнать нас в угол», — заявлял Эрдоган.

Этот месседж адресован прямиком к европейским лидерам. Забавно, что появился он уже после того, как были открыты границы. Так, Эрдоган пытается показать, что Турция – последний рубеж, спасающий Старый Свет от нового миграционного кризиса. При этом многотысячная толпа мигрантов, которая прямо сейчас штурмует греческую границу –демонстрация того, что произойдет, когда Турцию все же «загонят в угол». Теперь это последняя надежда на то, что Германия и Франция помогут политическому урегулированию.

Ясно, что для турецкого лидера пойти на мировую с Россией –лучший вариант. В то же время этот шаг сравним с капитуляцией. Поэтому ему пришлось создать условия, чтобы Европа действительно оказала ему политическую поддержку, выраженную не просто на бумаге. Теперь Макрону и Меркель придется «свести» Эрдогана с Путиным.

Если этого не произойдет, и конфликт в Идлибе будет продолжаться, то Европа захлебнется в потоке беженцев. Если ситуацию удастся уладить — в выигрыше окажутся все. Бойня в Сирии прекратится, беженцам по-тихому снова перекроют путь в ЕС, а Эрдоган скажет, что ради европейских партнеров и всеобщего блага ему пришлось героически отступить.

Правда, цена несостоявшейся авантюры слишком высока. Когда все останется позади, вряд ли в Брюсселе будут с благосклонностью относиться к Турции после такой подставы. Отношения с США у нее уже были испорчены, и вряд ли улучшатся. В конце концов, Анкара уже купила С-400, и отказаться от них будет верхом абсурда. Но куда печальнее то, что у Эрдогана был надежный союзник, который в прошлом даже помог ему избежать госпереворота. Это Россия. И хотя конфликт урегулируют, а лидеры двух стран пожмут друг другу руки, осадок все равно останется.