Собаки шарахались от расстрельщиков как от огня. Коммунарка и Бутово
Собаки шарахались от расстрельщиков как от огня. Коммунарка и Бутово
Расстрельный полигон «Коммунарка» на жаргоне НКВД называли «верховкой», Бутовский расстрельный полигон — «низовкой».
В Бутово уничтожали тех, "кто попроще": «кулаков», «агентов иностранных разведок», инженеров, учителей, библиотекарей.
Раньше, в период НЭПа, на территории спецобъекта «Бутово» находилась колония для содержания осужденных за преступления небольшой тяжести. В 1935 году ее закрыли и на этой территории сделали полигон. В 1937 году здесь начались массовые расстрелы «врагов народа».
А к началу войны «Бутово» использовали уже действительно только как полигон для проверки прочности брони легендарных штурмовиков И-2, затем правительственных автомобилей для высшего руководства. Тогда и укоренилось название — «Бутовский полигон».
Технология ликвидации
Расстреливали в Бутово так: ближе к полуночи из разных московских тюрем приезжало несколько грузовиков, оборудованных для перевозки осужденных. Часто спецфургоны с написью "Хлеб". Они по очереди въезжали на территорию полигона и останавливались возле длинного деревянного барака.
После этого один конвой передавал партию осужденных другому конвою: приговоренные к расстрелу по одному выпрыгивали из грузовика и громко называли свои личные данные (фамилия, имя, отчество, год рождения и статья) — офицеры делали соответствующие отметки в своих списках.
Главная цель — удостовериться, что никто не умер и не сбежал по дороге, что не привезли на расстрел, например, однофамильца (такое бывало не так уж редко). Затем приговоренных для ожидания заводили в этот деревянный одноэтажный барак.

Расстрельная команда тем временем ожидала в небольшом каменном домике, коротая время за игрой в шашки и в домино. Вместе с ними находились врач и специальный сотрудник НКВД, в компетенции которых был учет количества расстрелянных и констатация их смерти.
Расстрельщики отводили приговоренных по одному к вырытой экскаватором метрах примерно в ста от барака траншее и убивали выстрелом в затылок. Потом возвращались за следующими.
И так — пока не убьют всех.
После завершения «работы» расстрельщики возвращались в каменный домик, где их уже ждал спирт, закуска и «Тройной» одеколон, чтобы заглушить специфический запах крови.
"Тройным" обтирались чуть-ли не до пояса, но было замечено, что помогало не очень-то: уличные собаки шарахались от расстрельщиков "как ошпаренные". Только лаяли с большого удаления.
В это время остальные подсчитывали количество трупов и подписывали специальный акт.
Только начинало светать, на полигон приезжал трактор и засыпал траншеи. Тракторист, житель соседней деревни, ранее подписавший подписку о неразглашении, выполнял миссию могильщика за пару литров спирта. Местные жители все же догадывались, что именно происходит в «Бутово», что это вовсе не испытание новых видов стрелкового оружия на полигоне.
Однако строгий запрет приближения к периметру полигона ими выполнялся неукоснительно — жить хотелось всем.
Расстрельный полигон Бутово скоро уже не мог принимать требуемое количество жертв. На месте дачи расстрелянного наркома НКВД Ягоды, что символично, вовсю заработал полигон «Коммунарка». В рабочих документах рачительного преемника наркома Ежова есть короткая запись: «Дачу Ягоды — чекистам».

О роще позаботились! А люди, что люди? «Бабы новых нарожают!»
На «Коммунарке», в отличие от «Бутовского полигона», для расстрельной команды не было предусмотрено специального строения. Однако на бывшей даче Ягоды сохранился флигель для прислуги, который и приспособили для себя расстрельщики.
Здесь могилы приходилось рыть вручную. Экскаватор по березовой роще не проедет — сломает деревья. Профессиональных могильщиков с Донского кладбища для отрытия и закапывания ям привозили до и после расстрела из Москвы. Те, само собой, тоже годами молчали о своей работе.
Согласно заключению экспертной комиссии ФСБ, сделанному в 1993 году, в земле «Коммунарки» лежат останки от десяти до четырнадцати тысяч человек, пять тысяч из которых известны поименно.
Дмитрий Рахов.
Комментарии
НЕ НАДОЕЛО )))))
.......
До сих пор (!) НЕ ОПУБЛИКОВАНЫ(!) материалы так называемых "невинно репрессированных ", а также НЕ ОПУБЛИКОВАНЫ материалы ИХ реабилитации ! Хотя все сроки давности давным давно прошли... Даже по громким делам ! По тем выжимкам, что периодически появляются в московских СМИ, нет никакой реальной возможности что там вообще произошло...
.........
Когда будут публиковаться дела БЕЗ купюр и политических комментариев - тогда и поговорим...
Речь идет не о "делах полигонов", а о УГОЛОВНЫХ ДЕЛАХ обвиняемых. Они не выдаются ФСБ по "полигону". Есть обвиняемый Тухачевский - пожалуйста, его дело НА СТОЛ ! И начинается оно с описи ИЗЪЯТОГО у арестованного имущества и так далее. ВСЕ ТОМА ! ...А заявления типа "был необоснованно арестован, расстрелян на Коммунарке" - это, извините, не чем. Как и публикация из 40 томов уголовного дела двух-трех листочков...
2. «И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания?
Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк., XII, 1–2; Мф., XXIV, 1–2; Лк., XXI, 5–6).
3.«Горе вам, богатые, ибо вы уже получили своё утешение, горе вам, пресыщенные ныне, ибо восплачете и возрыдаете…» (Лк., VI, 24–25).
Именно поэтому Иисус восклицает, что заберёт обещанное Богом Царство у богатых и отдаст его бедным людям: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его…» (Мф., XXI, 43).
В те времена ещё не было слова "социализм", у Христа общество в котором нет места эксплатаиорам называлось "Царство Божие"
и те пропагандисты антисоветчики,за кого он ратует приплели для количества к тем, кто проиграл свою войну ещё и уголовников...чтобы получить свои миллионы якобы "невинных"
...........
Когда материалы ОБВИНЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ будут опубликованы - тогда и поговорим. Что, где когда, у кого и зачем "было высосано" ))
Как всегда, спасибо !
----------------------
Но останков этих расстрелянных так никто и не обнаружил.
Равно как и на прочих "полигонах". А Сандормохом и вовсе "весело" - финский лагерь для военнопленных РККА объявили "расстрельным полигоном"...
Спасибо...
----------------
В том же Бутово обнаружили ОТДЕЛЬНЫЕ останки, отнюдь не массовые захоронения. К тому же никаких экспертиз для подтверждения и хотя бы минимального опознания останков не проводилось.
А в Бутово, кстати, во время войны был лагерь военнопленных. Умерших немцев хоронили там же.
>> Вы можете себе представить эксгумацию 20 тыс чел.?
--------------------------------
И эта "непредставимость" причина для того, чтобы эти раскопки не проводить?
Вот волей-неволей и приходишь к выводу: нет там никаких останков. И никакого "большого террора" не было. Его придумали в 20 - 22-му съездам. И детально разработали в перестройку под патронажем Яковлева. Тогда же и произошёл вброс в архивы основной массы "документов", которыми размахивает ныне ваша братия.