беспредел
На модерации
Отложенный
В начале октября прошлого года Следственный комитет при прокуратуре России объявил о снятии со своих постов руководителя следственного управления по Хабаровскому краю Геннадия Фатеева и его заместителя Константина Лысенко, формулировка: за нарушение прокурорской присяги. А через два дня после того спецслужбы арестовали двух следователей хабаровского следственного управления: Александра Чулкова и Сергея Бабака, а также бывшего сотрудника МВД Дмитрия Черея. Всем троим инкриминировали вымогательство взятки 47 миллионов рублей у предпринимателя, который строит один из участков знаменитой автодороги Чита - Хабаровск.
«Новой» стали известны подробности этого громкого дела. По нашей информации, высокопоставленные следователи и их подчиненные могли стать жертвами многоходовой комбинации по дискредитации, поскольку активно пытались разобраться с рядом серьезных коррупционных дел. Основное из которых - нецелевое расходование бюджетных средств при строительстве как раз этой самой «премьерской» трассы.
...Есть в Хабаровске государственное предприятие под названием «Департамент строительства дорог «Дальний Восток», сокращенно ФГУ ДСД. Против руководства этой организации следственное управление СКП по Хабаровскому краю на протяжении нескольких месяцев вело дело о нецелевом использовании бюджетных средств. В частности, арестованный старший следователь по особо важным делам Александр Чулков подозревал руководителя этой организации Швецова и его заместителя Мирсияпова в том, что они за государственный счет оплачивали себе многочисленные поездки в Москву и Казань. Бог с ними, с поездками, важнее - что Департамент строительства дорог (ДСД) в лице Мирсияпова как раз и разыгрывал тендеры на многомиллиардные суммы.
Собственно, все кровопролитные «ментовские войны» в Хабаровском крае, закончившиеся арестами и посадками следователей, берут свое начало в локальной войнушке за госконтракт не очень крупных бизнесменов. Чтобы разобраться во всех этих хитросплетениях, нужно запомнить для начала четыре фамилии: Роман Багромян, Михаил Козак - предприниматели, Дмитрий Черей - приглашенный ими юрист, бывший майор милиции, и Николай Дробязко - бизнес-партнер.
Так вот, летом 2009 года Багромян и Козак (ООО «ДВ Альянс») на свою беду решили тоже поучаствовать в тендерах, проводимых ФГУ ДСД «Дальний Восток». Однако, изучив с помощью юриста Черея условия конкурсной заявки, поняли: в одиночку не потянуть. Так на сцене появился их в прошлом бизнес-партнер Николай Дробязко (руководитель ООО МИП «Дальний Восток», субподрядчик ОАО РЖД). А дальше - начались странности...
Из показаний Дмитрия Черея: «После этого на них (Багромяна и Козака. - А.И.) вышел сотрудник УФСБ по Хабаровскому краю Пехов В.Г., который пообещал им успех в получении государственного контракта за вознаграждение в 10% от стоимости контракта, заверив в том, что имеет очень хорошие связи в ФГУ ДСД «Дальний Восток», а именно в лице начальника по безопасности ФГУ ДСД «Дальний Восток» Селиванова и председателя конкурсной комиссии ФГУ ДСД «Дальний Восток» Мирсияпова. При этом Пехов В.Г. настаивал, что 10% нужно платить заранее, так как ему нужно заплатить Селиванову и Мирсияпову, в противном случае конкурсную заявку ООО «ДВ Альянса» даже не примут к рассмотрению и отклонят на стадии ее подачи».
Как потом выяснится, начальник безопасности ФГУ ДСД Селиванов был сослуживцем и другом Вадима Пехова. Сам же чекист, не скрываясь, рассказывал следователям о своих, параллельных государственной службе, коммерческих делах.
Из показаний Вадима Пехова: «Я созвонился с Дробязко Н.А. и договорился с ним о встрече. По результатам разговора между нами была достигнута договоренность об оказании мной консультативной помощи в участии в конкурсе на проведение подряда. ...По обоюдному согласию Дробязко Н.А. на тот момент определил мне вознаграждение в сумме 1,8% от стоимости контракта».
И 9 октября 2009 года компания Николая Дробязко ООО МИП «Дальний Восток» действительно подала свою заявку в отдел размещения государственного заказа ФГУ ДСД. Но случилось фиаско: неожиданно конкурс выиграла другая, более крупная компания - ЗАО «Асфальт».
Из показаний Дмитрия Черея: «Пехов заверял меня, что он выигрыш ООО МИП «Дальний Восток» со всеми согласовал и люди в ФГУ ДСД согласны ждать денег с авансовых платежей по государственному контракту. При этом говорил, что он лично и руководство ФГУ ДСД могут иметь проблемы с правоохранительными органами, так как на тот момент они уже имелись с сотрудниками СУ СК при прокуратуре по Хабаровскому краю, которые постоянно «роют» под членов конкурсной комиссии и руководство ФГУ ДСД. За несколько дней до тендера выяснилось, что председателем комиссии должна быть женщина, приехавшая из Москвы, фамилию не знаю. Она, как утверждал Пехов В.Г., открыто симпатизировала ЗАО «Асфальт». При оценке конкурсантов председатель из Москвы отдала победу ЗАО «Асфальт».
Началась война за государственный контракт, закончилась она победой Дробязко: при рассмотрении жалобы на проведение конкурса в Федеральной антимонопольной службе по Хабаровскому краю выяснится, что в заявке ЗАО «Асфальт» неправильно оформлены некоторые документы. Итоги конкурса были отменены, а в ходе нового аукциона победителем признают ООО МИП «Дальний Восток».
Какова роль в этой баталии чекиста Пехова, неизвестно. Известно лишь, что проблемы на этом у предпринимателей не кончились, а только начались. Между счастливыми обладателями госконтракта, как водится в любой истории с большими деньгами, пробежала черная кошка.
Из показаний Дмитрия Черея, подтвержденных рядом других свидетелей: «В последующем Багромян сообщил мне, что он с Дробязко заключил договор на предоставление транспортных услуг. Но в ходе работы у них возникают недопонимания <...>. Недовольство в совместной работе начались практически в самом начале строительства. В связи с тем, что первоначальная сметная стоимость строительства участка, скорректированная мошенническим путем Мирсияповым и Пеховым, явно не соответствовала фактическим затратам, и Дробязко пытался экономить на материалах и услугах, в том числе идя на конфликт со своими давними партнерами.
Накал конфликта партнеров был не только из-за несогласованности в тарифах, но и из-за неграмотного, по мнению Багромяна Р.А. и Козака М.С, менеджмента Дробязко. Так, Дробязко приобрел дорогостоящую технику с авансового платежа по государственному контракту, брал под контракт кредиты в банках, покупал дорогие личные автомобили, при этом фактически «оголяя» строительство, и отказывался рассчитываться с партнерами, шел на требования директора ФГУ ДСД «Дальний Восток» Швецова, приобретая по его указанию бордюрное ограждение по завышенным ценам на Ульяновском заводе, хотя всегда покупали в «Амурдормаше».
На первый взгляд - обычный такой бизнес-конфликт, с откатами и участием чекистов, абсолютно не предвещавший тектонических сдвигов в правоохранительных структурах края... Но дело в том, что в производстве важняка Александра Чулкова находятся несколько материалов проверок по фактам мошенничества при строительстве трассы «Амур» (часть автодороги Чита - Хабаровск).
Чулков выяснил, например, что щебень, который Дробязко использует для строительства дорожного полотна, не только не пригоден для этого, так еще и добывается кустарным способом из русла одной из местных рек, что страшно вредит экологии.
Вокруг Дробязко сгущаются тучи, и он, судя по показаниям свидетелей, вновь обращается за помощью к чекисту Пехову. Волнует бизнесмена не только нависшее над ним обвинение, но и арбитражный иск, который готовит юрист Черей в интересах поссорившихся с ним бывших партнеров Багромяна и Козака. Иск был подан, а бывший мент Черей превратился в угрозу для финансового благополучия Дробязко и Пехова.
Из показаний следователя по особо важным делам СУ СКП по Хабаровскому краю Александра Чулкова: «Во время разговора с Пеховым он заявил мне, что ненавидит моего знакомого Дмитрия Черея и готов на любые провокации в его адрес. В разговоре он открыто начал высказывать угрозы в адрес Черея и просить меня помочь привлечь его (Черея) за какое-нибудь преступление, совершенное им в период его службы в органах внутренних дел или после увольнения. Пехов рассказал, что мне для этого ничего не надо будет делать, а все сделает он сам руками сотрудника милиции Чупрунова, являющегося его знакомым, и заместителя начальника УВД по Хабаровскому краю Грачева, а если надо будет урегулировать вопросы с моим руководством, то он все может решить с первым заместителем следственного управления СК при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю Коноводом А.А., который лично даст мне указание провести процессуальную проверку и возбудить уголовное дело в отношении Черея.
Я отказал Пехову в его просьбе и попросил более этот разговор не заводить со мной».
С таким же предложением чекист обращается и к другому следователю. Из показаний Сергея Бабака, следователя по особо важным делам СУ СК по Хабаровскому краю: «Я не был удивлен данной информацией, так как при расследовании уголовного дела в отношении Чупрунова мне стало известно, что Коновод является хорошим знакомым Чупрунова и в период расследования мною данного уголовного дела Коновод постоянно интересовался у меня ходом расследования и говорил, что в действиях Чупрунова нет состава преступления».
Так на поле боя появились сотрудники МВД Чупрунов и Грачев, а также - замначальника следственного управления Коновод. Эти фамилии тоже стоит запомнить. Что же касается обиженного на следователей чекиста Пехова, то он, судя по всему, решился на экстренные меры - в управление собственной безопасности приходит оперативная информация о провокации дачи взятки следователю Бабаку.
Из объяснения начальника отдела собственной безопасности пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Геннадия Алферова: «20-21 сентября 2010 года оперуполномоченный ОСБ пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Трухов сообщил, что Пеховым провоцируется взятка незнакомому мне следователю следственного управления СК при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю С. Бабаку. Трухов, для страховки от провокации взятки Бабаку, попросил меня подписать текст на бумаге на имя руководителя следственного управления СК при прокуратуре по Хабаровскому краю Фатеева Г.П. о том, что он (Трухов) и Бабак предвидят провокацию взятки».
В качестве взятки планировалось представить перевод 5 миллионов рублей тем самым Николаем Дробязко якобы на счета «вымогателей» - то есть его бизнес-партнеров Багромяна и Козака, которые, очевидно, должны были рассчитаться со следователями за какие-то там услуги. Однако буквально на днях эта транзакция (она же, по мнению чекистов, взятка) получила свое обоснование: в законную силу вступило решение Арбитражного суда Хабаровского края - перечисленные деньги являются платой за действительно выполненные работы фирмами Багромяна и Козака и ничем иным.
Но это случилось только на днях. А до этого следователи Александр Чулков и Сергей Бабак были арестованы, и дела, которые они вели в отношении руководства Департамента строительства дорог, как-то вдруг перестали быть актуальными. Мало того, развеялись тучи и над Николаем Дробязко, который выиграл конкурс по строительству дорог - сначала на 1 миллиард рублей, а в ближайшее время планирует участвовать в тендере еще на точно такую же сумму...
Под какой дорожный каток попали следователи - понятно. А кому помешали их руководители - начальник управления Геннадий Фатеев и его заместитель Константин Лысенко? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить фамилии сотрудников МВД и СК, которыми козырял на допросах чекист Пехов.
Как-то так получилось, что практически все оперативное сопровождение «дела следователей» проводили сотрудники отдела экономической безопасности краевого УВД во главе с замначальника Антоном Грачевым и сотрудником ОБЭПа Виталием Чупруновым. Тем самым Чупруновым, которого арестованные им следователи пытались привлечь к ответственности. Это - странность раз.
Странность два заключается в том, что оперативные мероприятия в отношении сотрудников СК просто по определению не могут осуществлять менты - это компетенция ФСБ. А тут УБЭП в масках кошмарит следственное управление...
А в-третьих, «на протяжении нескольких лет наши сотрудники собирали материал о противоправной деятельности подполковника Грачева, - говорит уволенный замначальника следственного управления Константин Лысенко, - и в ближайшее время, под личным контролем начальника следствия Геннадия Фатеева, планировали возбудить в отношении высокопоставленного милиционера уголовное дело».
Как все удачно сложилось...
Да, именно так. Следователи, пытавшиеся привлечь к ответственности Дробязко с его фээсбэшным другом Пеховым и руководство дорожного департамента, - в тюрьме; трассу Чита - Хабаровск строят те же люди и тем же образом; руководство краевого следствия - в отставке, а милицейские чины, которые, вполне вероятно, могли украсить собой скамью подсудимых, - пошли на повышение. Осталось только добавить, что упоминавшийся на допросе чекистом Пеховым первый зам уволенного Фатеева - Андрей Коновод, как раз и давший санкцию на задержание своих подчиненных, сегодня исполняет обязанности начальника следственного управления - с перспективой в дальнейшем избавиться от приставки «и.о.».
Споры хозяйствующих субъектов переросли в череду уголовных дел и громких отставок
ХАБАРОВСК. 26 февраля. ВОСТОК-МЕДИА – Скандал, связанный с недавним увольнением руководства управления следственного комитета по Хабаровскому краю, похоже, приобретает новый оборот. Напомним, руководитель СК Александр Бастрыкин осенью прошлого года отстранил от занимаемых должностей Геннадия Фатеева и его заместителя Константина Лысенко с формулировкой "за нарушение присяги". Сразу за этими увольнениями против двух сотрудников следственного комитета (бывших подчиненных Фатеева и Лысенко) Александра Чулкова и Сергея Бабака, а также бывшего милиционера Дмитрия Черея было возбуждено уголовное дело. Всем троим инкриминировали мошенничество.
Следователи сейчас пытаются доказать, что их отстраненные от работы коллеги в прошлом году обманным путем получили от одного из предпринимателей 15 миллионов рублей (речь идет о компании, которая боролась за подряды на строительстве трассы Чита-Хабаровск). Чулков и Чирей сейчас находятся под домашний арестом, Бабак под стражей в хабаровском СИЗО.
Как пишет «Российская газета», увольнение Геннадия Фатеева и Константина Лысенко определенно связано с уголовным преследованием их подчиненных. Сейчас фигуранты этого скандала выступили с громкими заявлениями. Как утверждает бывший руководитель отдела по ОВД СКП при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю Константин Лысенко, дело против его коллег было сфабриковано руководителями одной из компаний, которая участвовала в строительстве трассы Чита- Хабаровск, а также нечистыми на руку чиновниками и представителями силовых ведомств. Это заявление, подкрепленное свидетельствами оперативных работников Главного управления МВД России по ДФО, доступно на одном из популярных видеохостингов (видеофрагменты выступления можно увидеть ниже).
- Это было связано с их профессиональной деятельностью при расследовании ряда уголовных дел связанных с хищением бюджетных средств при строительстве автодороги Чита-Хабаровск, - утверждает Константин Лысенко. - А также, это связано с проводимой Чулковым проверкой в отношении должностных лиц ДСД Дальний восток о фактах хищения бюджетных средств при выезде в командировку.
Александр Чулков и Сергей Бабак довели до суда 4 уголовных дела о многомиллионных хищениях бюджетных средств при строительстве трассы Чита-Хабаровск. Но последнее дело, как уверены сами фигуранты, стоило им карьеры, а, возможно, и свободы.
Как уверяет экс-руководитель отдела по ОВД СКП при Прокуратуре РФ по Хабаровскому краю Константин Лысенко, основное доказательство, которое лежит в основе обвинения его бывших коллег в мошенничестве, было сфабриковано. На аудиозаписи эксперты обнаружены следы монтажа.
Лысенко уверен, что за уголовным преследованием стоят руководители крупной компании-подрядчика, которые вели строительство участка трассы «Амур» в Облученском районе ЕАО. Любой автомобилист может почувствовать качество работ на себе. Недавно построенное шоссе пошло волнами, асфальт растрескался.
В главном управлении МВД по ДФО в прошлом году проводилась проверка по фактам освоения бюджетных средств при строительстве автодороги Чита – Хабаровск. В ходе этой проверки был установлен факт использования при строительстве некачественного щебня. Была выдвинута версия, что это было сделано с целью удешевления стоимости работ. Разница между реальной и указанной в актах ценой работы похищалась у государства.
Было так же установлено, что часть дороги, где использовался некачественный щебень, была принята в эксплуатацию. Естественно возникли вопросы о возможной ответственности должностных лиц контролирующих организаций, которые принимали дорогу к эксплуатации.
Однако в настоящее время все материалы уголовного дела против строителей федеральной трассы изъяты из оборота. А дело против застройщиков приостановлено. Зато сами следователи оказались под следствием. Хочется надеяться, что точку в этом противостоянии сможет поставить суд.
P.S. Волею судеб я имею некоторое отношение к этому делу. Хочу добавить, что Д. Черей находится под арестом уже полгода и его ни раз, я подчеркиваю ни раз, не допросили. Просто закрыли и всё.
Комментарии