ЕСТЬ ЛИ ОТВЕТ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС?

На модерации Отложенный

 

ЕСТЬ ЛИ ОТВЕТ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС?

ЕСТЬ ЛИ ОТВЕТ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС?

30.03.11

Для России земельный вопрос будет актуален, по всей видимости, постоянно. Почему же, сравнивая с другими государствами, где меньше земли, но больше плотность населения этот вопрос не стоит так остро? Даже для Москвы и МО, которые являются самыми густонаселенными районами России, используется под жилую недвижимость всего чуть более 4 процентов пригодной имеющейся площади. Почему так? Не потому ли, что в стране действующее законодательство, призванное регулировать земельные отношения, работает в обратном направлении? 
Давайте обратимся немного к истории: процесс принятия Земельного кодекса РФ растянулся на целое десятилетие и, в итоге, оказался практически бесполезен, т. к. земельные отношения за эти 10 лет активно развивались и регулировались нормативно-правовыми актами, законами субъектов хозяйствования РФ. Самый обсуждаемый вопрос принятия Земельного кодекса – это частная собственность на землю. Тут есть большое «НО» — вполне вероятная гибель сельского хозяйства России в случае допуска частной собственности на сельскохозяйственные земли, ведь эти земли скорее всего пойдут на продажу под строительство. И пока озабоченные судьбой крестьян и сельского хозяйства чиновники спорили в кабинетах власти, жизнь взяла свое, и более 80% сельхозугодий были переданы таки в частную собственность в виде земельных паев. 
Передать-то передали, но фактически пользоваться ею не разрешили… Собственник такого участка может им пользоваться, но продать – увы, но нет. Да и не собственник это, если разобраться по большему счету. Ведь у него нет свидетельства о праве собственности, вместо него – например, решение поселкового Совета о предоставлении участка. При этом гражданин исправно должен платить налог на предоставленный ему участок. Также и с юридической стороны такого собственника нельзя назвать собственником, ведь странная получается ситуация — человек платит налоги на имущество именно как собственник, но государство может в любой момент изъять эту собственность, заплатив выкупную цену. Даже несмотря на то, что человек пользуется этой землей уже лет десять (соответственно столько же и платит налоги). Причем цену эту определяет не рынок, а некий государственный оценщик. 
Далее – сразу после принятия Земельного кодекса стали говорить о ведении кадастрового учета земель. Соответственно, для отправной точки ведения учет требовалась инвентаризация. К 2009 году через учет прошли, по разным оценкам, лишь 30-40% земель. И в процессе инвентаризации возникли три основные базы, содержащие данные о земельных участках: 
-государственный земельный кадастр; 
-база БТИ; 
-база регистрационной палаты при Минюсте. 

В 2007 году предприняли попытки объединения этих баз, издав закон «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, согласно которому все эти базы предполагается свести в одну к 2011 году. Но 2011 го настал, а воз, как говорится, и ныне там. Выяснилось, что в этих базах не совпадают границы участков, нечетко даны описания объектов, наделы и здания «налезают» друг на друга и прочая путаница. 
А что же делать простому гражданину, который долго и упорно собирал весь необходимый ворох документов, а ему в ответ на робкие просьбы в регистрации права собственности на землю – отказ по причине несоответствия данных разных ведомств, несмотря на то, что у государства было достаточно времени с 2001 года? Ничего, законодатели, представляющие интересы граждан, придумают еще что-нибудь «интересное». 
Немного вернемся назад: в 2006 году придумали так называемую «дачную амнистию», воплотив ее в законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» №93-ФЗ.
Суть такова: гражданин, фактически являющийся собственником земельного участка, предоставляет документы, подтверждающие владение данным участком, и ему выдается свидетельство о праве собственности. Однако таким правом воспользовались, мягко говоря, немногие — чуть более 3 процентов (400 тысяч их 12 млн). Процедура подтверждения права владения участком достаточно долгая и хлопотная. Мешали еще и постоянно меняющиеся законы: если сегодня достаточно было одного пакета документов, то уже завтра надо нести уже совсем другие бумаги, причем раза так в полтора больше по их количеству. Вот многие попросту и не успели подстроиться под неизменно ускользающий список требований. 
Свежий пример – ситуация с поселком «Речник». Решением тогдашних властей Московской области и администрации Канала имени Москвы в 1956 году было организовано товарищество, получившее название «Речник». Оно создавалось для того, чтобы работники канала могли разбить собственные сады. Права на постройку капитальных строений не выдали. Недавно эту территорию отдали Москворецкому парку в качестве природоохранной зоны. Это произошло в 1998 году. Все началось с инициативы управления Федеральной службы, занимающейся надзором за выполнением законодательства в сфере природопользования. Именно в 2006 году проверили, насколько законно были построены четыреста построек. Заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что все здания расположены в водоохранной зоне речки Москва. Они не имеют заключений, которые выдает государственная экологическая экспертиза, разрешительной документации МПР и обязательных согласований. Однако, в 2009 году мотивировать свои действия Митволь стал уже по-другому. Став префектом САО, он уже доказывает их незаконность тем, что они находятся на территории природоохранной зоны. Природоохранная и водоохранная зоны являются территориями, обладающими специальным правовым статусом, тем не менее, их правовой режим различный. 
В данной статье этот вопрос разбираться не будет. Вопрос законности действий власти, старающейся изъять землю и снести строения, является отдельной темой. Важно знать другое: почему на людей, владеющих этими участками, не распространяется «дачная амнистия»? 
Так, в интервью, которое дал «Российской газете» Виктор Дамурчиев, который является руководителем департамента земельных ресурсов города Москвы, он заявляет, что в данной ситуации обязаны были доказывать в суде законность постройки домов путем предъявления кадастровых паспортов на землю, договоров аренды и распорядительных документов, которые разрешали бы проведение строительства и реконструкции на данной земле. То есть, документацию, свидетельствующую, что возведенные здания возникли на законных основаниях, и подлежат государственной регистрации владельцами имущественных прав на них. Однако, даже малой доли таких документов у участников садового кооператива нет, да и не может быть. Ведь землю выделяли только для садоводства. А значит, на них не распространяется «дачная амнистия». 
Тут усматривается некоторая двусмысленность. Чтобы доказать законность возведения на участках построек, требуют предоставить один пакет документации (те, которые перечислены), а чтобы приватизировать участки – совершенно иной пакет документов. В таком случае, главным документом является выделение земли администрацией Московской обл. и Канала имени Москвы. Даже в таком случае, если земельные участки выданы для садоводства, законодательство разрешает владельцам таких участков возведение некапитальных строений. Скорее всего, члены садоводческого кооператива «Речник» попытались произвести, в соответствии с законом, такое узаконивание, но в этом людям отказали. В дальнейшем, в ситуации, которая сложилась вокруг «Речника», будут разбираться члены рабочей группы Генпрокуратуры России. Данное ведомство сделает свои выводы, и в случае нарушения прав владельцев домов, возьмет на себя защиту их интересов в суде. Так как рабочую группу только создали, то ее члены только начали работать, вникать и разбираться, а уже снесены 9 домостроений и еще 37 домов суд предписал снести в ближайшее время. 
Закон предписывает, что юридические лица и граждане имеют равные права на доступ к получению земельных участков в свою собственность, а также наделены равными правомочиями на распоряжение, пользование и владение участками земли. Права каждого собственника одинаково защищены в соответствии с частью второй, статьи восемь Конституции и пункта четыре, статьи двести двенадцать Гражданского Кодекса. Для того, чтобы обеспечить всем равное право на землю, земельное законодательство совершенствуют на протяжении почти двадцати лет. В это время владелец имеет в собственности свой земельный участок, спокойно выплачивает земельный налог и выращивает картофель. Однако, в случае решения своего личного земельного вопроса или оформления права на землю, очень возможно, что ему придется обращаться в надзорные или судебные органы. 
Статью подготовил Власов Александр Валерьевич