Как музей Екатеринбурга живодеров-церковников превратил в революционеров



Великий уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в свое время написал очерк «Сорочья Похлебка». В ней описывались нравы Пропадинского уездного духовного училища XIX века, под которым легко угадывалось училище Екатеринбургское в котором учился и сам писатель и его отец.
Особое место в этом очерке занимает суд и казнь Сорочьей Похлебки. Суть происходящего, в очень сжатом изложении такова…

Верные телохранители короля (самого авторитетного бурсака) отправлялись в коридор и через минуту на двух шнурках приводили самую большую крысу, которую можно было только найти в бурсацкой кухне. Крысу привязывали к столу.
- Грешник, как тебя зовут? – спрашивал Отлукавого.
- Сорочья Похлебка, - отвечал за крысу Патрон.
- Чем занимаешься?
-Грызу экземпляры, а в свободное время напрасно беспокою учеников пропадинского училища. Ловлю их в табаке и водке, ставлю единицы из катехизиса Филарета, а потом дую их на все корки.
- Иногда не врешь ли?
- Постоянно вру…

Далее у Мамина Сибиряка идёт долгий суд и допрос крысы, который своей срежессированностью и предопределённостью результата весьма походит на настоящий.

( Свернуть )

В результате король приговаривает крысу к полтораста «горячих» и четвертованию. Подробности экзекуции я описывать не буду в виду обилия натурализма от которого может стошнить.
Иногда бурсакам, как утверждает Мамин Сибиряк, было мало замученных зверским образом крыс и они казнили годовалого щенка, а потом еще с живой кошки содрали шкуру.



Напомню Д.Н, Мамин-Сибиряк в 1866 – 1868 году учился в Екатеринбургском духовном училище. Знал, что описывал.
Учился в этой бурсе и отец писателя. Д.Н. Мамина-Сибиряка Наркис Матвеевич Мамин. Впоследствии писатель вспоминал:
«Отец всегда страшно волновался, когда разговор заходил о духовном училище. Он был отдан туда восьми лет, прямо в бурсу, и не мог вспоминать о своем ученье без ужаса».

В Екатеринбургском духовном училище готовили псаломщиков, певчих, алтарников, иподьяконов. Училище было первым в Екатеринбурге образовательным учреждением.

Как, впрочем, требовать милосердия к братьям нашим меньшим от священнослужителей, если сам помазанник божий в ту пору, развлекался тем, что стрелял бродячих собак и ворон.
Однако Музей истории Екатеринбурга со ссылкой на книгу некоего Олега Платонова приводит «красочный» эпизод, приписывая его революционеру Якову Свердлову, который, якобы, имел место в Екатеринбургской тюрьме:

«Социал-демократы в камере для борьбы с ними создали дружину, которую возглавлял Яков Михайлович Свердлов. Конечно, рассуждает Чердынцев, с крысами надо бороться, но зачем с бессмысленной жестокостью мучить крыс и наслаждаться этим. Дружинники хватали крыс, кидали их в парашу, чтобы они там утонули, сапогами отталкивали крыс от краев, не давая им вылезти, и при этом от души смеялись, другим развлечением дружинников было повешение крыс».

Проще говоря, Платонов, а вслед за ним, музей Екатеринбурга просто стырили идею у Мамина-Сибиряка, изрядно ее исказили и приписали революционерам.