Россия — Белоруссия. История «братства»

 

10 июля 1994 года во втором туре президентских выборов в Белоруссии победил А.Г Лукашенко, набрав более 80% голосов и стал первым президентом страны.

А.Г.Л. пришел к власти когда в стране произошло резкое падение производства и сельского хозяйства, галопировала инфляция, на высоком уровне находилась преступность и коррупция.

Чтобы «отвести народ от пропасти», новая власть должна была реализовать следующие цели: снизить инфляцию и остановить обнищание народа, уничтожить мафию, снизить уровень коррупции, восстановить связи с республиками бывшего СССР и прежде всего с Россией.

Из интервью данного А.Г.Л. агентству ИТАР-ТАСС через 15 лет:

«Мне не было и сорока лет…Всё остановлено было, полки пустые в магазинах, люди — на площадях. Их уже разогрели наши националисты в то время, под определёнными лозунгами… Я помню, на завод «Горизонт» приехал, люди смотрят на меня, мальчика. Им и меня жаль, видят же, что я не могу объять необъятное, и плачут, что семью прокормить нельзя. И уже просят меня: «Ну, хотя бы 30 долларов, чтобы хоть как-то протянуть, хлеба купить и так далее». Жуткая была ситуация… У нас, я помню, за одни сутки в 18 раз подорожал хлеб»

1995г. - Придание русскому языку статуса государственного.

Договор о создании платёжного и таможенного союзов между Белоруссией и Россией.

К весне 1997 года дело дошло уже до подписания такого Союзного договора между Минском и Москвой, в рамках которого Лукашенко мог претендовать на пост главы объединенного государства. Там и референдум был прописан, и общая валюта, и общий дом. Соглашение чуть ли не в последнюю минуту отменил Анатолий Чубайс, сумевший объяснить Борису Николаевичу, что такой союз России не нужен. Слишком уж популярен у себя и в России белорусский президент. Слишком уж неустойчива власть в Кремле.

1998г. - Договор о равных правах граждан России и Белоруссии.

В декабре 1999-го – договор о создании союзного государства Беларуси и России, предусматривавший, что в сферу его полномочий будут переданы:- внешняя политика; оборона и безопасность; бюджетная, денежно‑кредитная и налоговая системы; таможенные вопросы; системы энергетики, транспорта и связи.

Оставайся бы у власти в России Ельцин, Лукашенко к тому времени получивший у себя в стране ласковое прозвище - «Батька», и большую популярность у россиян мечтавших вернуться в СССР, мог бы рассчитывать на престол союзного государства, но появившийся и быстро набирающий силу союз новых российских олигархов и чиновников ельцинской администрации, практически сдавших Западу суверенитет России, вовремя сориентировался и нашел дряхлеющему Ельцину замену, в виде молодого представителя политиков новой волны, который должен был соблюдать их собственные интересы.

Тут уже интеграции стал бояться Лукашенко, прекрасно понимающий, что новой российской власти и при союзе в рамках этого договора, от Белоруссии могут остаться рожки, да ножки.

К тому же он постоянно получал постоянное подтверждение своим тревогам. Война с Грузией, в результате которой та лишилась изрядной части своей территории, а потом и Крым, окончательно прояснили перспективу объединения с Россией.

С этой поры началась экономическая перманентная война в сфере экономики «братских» государств. Первым из павших бастионов оказался Белтрансгаз, хотя «Батька» все же сумел выжать все возможное из продажи 50% акций.

Началось все с того, что по союзному договору предполагалось включение белорусских газопроводов в российскую транспортную систему за поставку газа по льготным ценам. Этот пункт договора «Батька» проигнорировал, и вскоре задолженность дошла до S1 миллиарда, но тогда он выкрутился за счет оплаты военных баз РФ на территории Беларуси, а также за вывоз и обслуживание ядерного оружия.

Однако к 2002-ому году за отказ приватизировать свою газотранспортную систему, Россия с начала нового года прекратила поступление газа.

Под этим давлением пришлось преобразовать Белтрансгаз из унитарного гос.предприятия в ОАО. Газпром хотел получить 50-и процентный пакет акций по балансовой цене в S600 миллионов. «Батька» настаивал на рыночной стоимости в S5 миллиардов. После неудачи на переговорах Россия с 1 января 2004-го опять перекрыла газопровод.

«— Фактически за бесплатно другому государству национальное достояние — на это я пойти не могу. Я не могу совершить преступление против собственного народа.» - заявил тогда Лукашенко, сравнив отключение газа в зимний период с террористическим актом. Весь 2004 год Беларусь закупала газ у независимых поставщиков и только в конце года поставки газа из России возобновились.

В 2007 году совместное предприятие на базе Газпрома и Белтрансгаза все таки было создано. Оплата со стороны Газпрома шла траншами до 2011 года, но все же рыночную цену Лукашенко отвоевал.

Сейчас на него снова давят с целью приватизировать нефтеперерабатывающие заводы. Пока он держится. Но и во властных кругах и в народе Белоруссии происходит переориентация, все больше граждан смотрит на остальной мир, а не на Россию.Вполне возможно, что в течение нескольких лет Минск выстроит такие же отношения с Западом, как Армения или Казахстан. Обе страны, хоть и входят в ОДКБ и ЕАЭС, в комфортном для себя режиме сотрудничают и с Вашингтоном, и с Брюсселем, опережая Минск по уровню подписанных соглашений и глубине контактов.  Вернуться в прежние реалии уже не видится возможным. Две страны прочно стали на колею охлаждения и прагматизации былой дружбы.