Как Солженицын врал в своих произведениях на примере одного рассказа

На модерации Отложенный Теперь в наших школах Солженицына проходят наряду со многими уважаемыми классиками. Насколько мне известно в школьную программу вошли такие произведения, как "Матренин двор", "Один день Ивана Денисовича" и фрагменты из "Архипелага ГУЛАГ". Жаль, что не вошел в программу "Случай на станции Кочетовка" с подробным его разбором.

Я его прочитал некогда в "Новом мире" (выпуск - январь, 1963г), где он был напечатан вместе с "Матрениным двором". Мне он тогда, в начале 80-х, даже понравился некоторым психологизмом.

Ну еще, конечно, и определенным флером запретного плода. Но напомню вкратце сюжет.

 

Война. Молодой летеха Василий Зотов, служащий помощником коменданта на станции Кочетовка, пытается помочь отставшему пятидесятилетнему добровольцу Тверитинову сесть на поезд, чтобы догнать свою часть. Лейтенанту очень нравилось общаться с Тверитиновым. Ему искренне хотелось помочь добровольцу. Тверитинов казался человеком интеллигентным и очень воспитанным и, как выяснилось, он был актером в театре. Они говорили много о театре, о семье Тверитинова, а так же о том, чего Зотов, в силу своей молодости не знал и не понимал – о репрессиях. За милой легкой беседой лейтенант угощал гостя табаком и даже готов был презентовать целую пачку. Так ему понравился этот человек. Затем Зотов стал подробно объяснять солдату путь, которым бы он мог быстрее догнать свой эшелон. Зотов рассказал Тверитинову, что тому следовало бы добраться до маленькой станции под Сталинградом.

И вдруг Тверитинов, услышав топоним Сталинград, спрашивает, а как Сталинград называли раньше.

И тут у летехи внутри все холодеет, он понимает, что перед ним шпион, потому что советский человек таких вопросов задавать не должен. И он сдает своего собеседника в органы. Кстати, по канве рассказа намекается, что Тверитинов только что откинулся из мест отдаленных.

Но вот ведь какая заковыка, Царицын переименовали в Сталинград еще в 1925 году. И тут возникает вопрос, а сколько же и с какого года же тогда сидел этот Тверитинов, что смог пропустить этот факт мимо своего сознания? Напоминаю, уже идет 1942 год. Везде говорят про Сталинград. И еще вопрос: было бы простительно это незнание топонима Сталинград неграмотному мужику, совершенно неинтересующемуся историей с географией. Но Тверитинов по определению человек интеллигентный, актер. Кстати, за что это актер мог присесть в начале 20-х годов так прочно, что его ни разу до 42-го года на волюшку не выпустили? Но даже если и не выпустили, вплоть до середины 30-х в лагерях был вполне сносный режим, куда даже газеты доставлялись. И не только доставлялись, но и устраивали обязательные читки новостей. Как же переименование могло мимо ушей проскользнуть? А строительство Сталинградского тракторного?

В общем, очередной фейк от Солжа, хотя и талантливо сделанный, в отличие от его последних книг. На эту психологичность купились и Твардовский, и Чуковский, и даже нелюбящий Солженицына Варлам Шаламов, который назвал этот рассказ обвинительным актом. А вот кого обвинять-то? Летеха поступил правильно, сдав натурального шпиона в соответствующие органы. Это все равно, как сегодня найдется какой-нибудь пятидесятилетний мужик, который будет спрашивать, а как раньше назывался Санкт-Петербург.