Из былого...

 КОЕ-ЧТО ИЗ БЫЛОГО, КАСАЕМО НЕМЦЕВ (и нас)*

Город Куйбышев (сейчас, как и прежде Самара) принял нас, эвакуированных (здесь нас называли и «выковырянными»). Вся моя родня стала работать на авиационном заводе, эвакуированном из Москвы в 1941 году. Послевоенные годы. Я студентка МАИ. Приехав на летние каникулы, узнаю новость. Одни из наших друзей-заводчан уехали, - поменяли (с улучшением жилищных условий) город на посёлок над Волгой. Чего вдруг? Оказывается, в этот маленький посёлок, что на высоком и крутом берегу Волги, в створе "Жигулёвских ворот", привезли из Германии в счёт репараций оборудование военного завода. Привезли и специалистов (инженеров и квалифицированных рабочих - с семьями). Понадобились и советские специалисты – для освоения производства. Для немцев были построены коттеджи (один на 2 семьи, - с раздельными входами), для советских – наши родные 4-5-этажки.

И наши друзья пару раз приглашали меня погостить - покупаться в Волге. Тем более, что там напротив дебаркадера – роскошный остров «Зелёненький» с дивным пляжным песком! К дебаркадеру, к Волге спуск по длиннющей крутой деревянной лестнице… Жаль, не подсчитала: а сколько ступенек на ней? С берега на остров лодочник перевезёт.

А может, это именно об этом острове - в песне о Степане Разине?

     «Из-за острова на стрежень,

     На простор речной волны

     Выплывают расписные

     Стеньки Разина челны!»

Я ведь уже рассказывала здесь, в ТМВ, как однажды с этого острова на байдарке-двойке (пусть и самоделке) ходила по Волге! Да быстро, да «первым номером»! Так и было:

     Из-за острова – на стрежень!

     На простор речной волны!

С байдарки (а это сУдно очень низкой посадки), да с середины Волги - далёкими ниточками казались оба волжских берега! Как растворялась я сразу - в воздухе, в воде и в солнечных лучах! Какую вкусную воду пила на быстрине из весла!..

А сейчас вернусь на берег… Так вот. Работали там русские бок-о-бок с немцами (а они – естественно, с нами. И даже невольно многое друг о друге узнали. Например, о себе, - что мы не очень хорошие хозяева, нет должной рачительности. Пример? 

Задают немцы нам вопрос: - Зачем на улицах так часто ставите фонарные столбы? Электричество, дерево и труд человека – важные ресурсы. Надо экономить!

Отвечаем: - Ставим через каждые 25 метров. Так велит СНиП («Строительные Нормы и Правила»).

- Правила надо бы изменить и ставить столбы реже! Например, через каждые 50 метров!.. Этого освещения ночного – достаточно!..

Ещё укор - в бесхозяйственности: - У вас здесь чудо-остров!

Да мы бы его так благоустроили, что он давал бы - и больше радости, удобств людям, и прибыль!.. (а я о «прибыли» может, тогда и услышала впервые?)

Пример профессиональной честности. У нашего друга сломались наручные часы. Немец-ас починил, но от платы отказался. И дал совет: - Продайте их и больше такие не покупайте!

Пример их рачительности в быту. Пивная. Наши мужчины сидят, сколько хотят. Немец – пока не кончатся деньги, что дала на пиво фрау… Кончились? Как бы ни просили – уйдёт: «Ordnung! Nur ein Ordnung!» /порядок, дисциплина!/.

В немецкой семье у каждого - своя роль. Немец мужчина - всегда добытчик. А мне было дико видеть: стоит он, держит на плечиках женское платье – продаёт! Подумалось: и не стыдно ему? 

Поразил и внешний вид немцев… Фрау: всегда причёсанная, в белом накрахмаленном переднике провожает мужа на работу и встречает его - на крыльце коттеджа! На мужчине (летом) рубашка с коротким рукавом, шорты… Невидаль для нас. В магазин зайдёшь за хлебом, - небольшая, но очередь. Я – за высоченным, «обнаженным» немцем с руками/ногами, покрытыми шерстью… А то и ещё зайдёт такой… Бр... 

На заводе, в цехе (чаще говорят: «в цеху») обед из дома. Обеденный перерыв - каждый немец разворачивает своё и ест то, что приготовила ему фрау. Случалось и такое. Обед. Немцы едят, но наши заметили, что один из них ничего не ест (фрау заболела или ещё что стряслось?).

- "В чем дело? Как это так? А ну, иди к нам! Присоединяйся!" У нас ведь – и складчина, и поделимся обязательно и накормим! 

Немцы народ музыкальный, любознательный. И вот устраивали им время от времени поездки в сам город (на катере) - на концерт, в оперу. Мне сам немец сказывал, что ездил, слушал оперу Александра Бородина «Князь Игорь» и что тоже - готов спеть: «О, дайте, дайте мне свободу!» Это был слесарь-лекальщик 11-го разряда! Высочайшая квалификация! Образование – законченное среднее. – В hitlerjugend был? – Был… 

Когда разрешили вернуться домой, были и те, кто подружился с нами, и даже те, кто не хотел уезжать из СССР… С иными уехавшими была и переписка. И вот однажды рассказали мне и о таком письме из Германии:

«Мы на пароходике. Говорим сынишке (ему 3,5 годика):

-- Смотри: вот это - наша Шпрее!

А он, насупившись:

-- НАША ВОЛГА ДУЧШЕ!!!»

 

Так-то! Устами младенцев...

---------

* Написано по просьбе-совету Владимира Удода.

31.01.20.