Интервью врача Валерия Вишневецкого "Старооскольскому курьеру"

В реанимационном отделении, рассчитанном на шесть коек, всего два рабочих аппарата искусственной вентиляции легких: "Это русская рулетка: кого-то подключат, кого-то нет".

Интервью врача Валерия Вишневецкого "Старооскольскому курьеру":

ЭПИДЕМИЯ МОЛЧАНИЯ: Старооскольский врач открыл страшную правду

В Старооскольском округе уже третий месяц свирепствует эпидемия гриппа. У 70% тяжелобольных обследование выявляет высокопатогенный свиной грипп H1N1. Но в единственном в городе взрослом инфекционном отделении, рассчитанном на 37 коек, не хватает ни антибиотиков, ни даже элементарных термометров. О высокотехнологичных реанимационных аппаратах даже речь не идет.

Эпидемия гриппа началась в Старооскольском округе еще в середине января. В инфекционном отделении городской больницы №2, рассчитанном на 37 коек, в середине февраля лежало уже 90–95 больных. Нетяжелых больных (около 40 человек) пришлось госпитализировать в дневной стационар в микрорайоне Олимпийский.

Кроме жителей Старооскольского округа, в инфекционное отделение горбольницы №2 поступают пациенты из Горшеченского, Касторенского районов, Чернянки, Нового Оскола (там инфекционное отделение вообще закрыли).

При поступлении в инфекционное отделение проводится обследование на вирус H1N1 всех тяжелых больных и беременных. В 60–70% случаев свиной грипп подтверждается.

Анализы проводятся в Белгороде, хотя в округе с населением в триста тысяч человек должна быть своя вирусологическая лаборатория, считают врачи.

Начальник управления здравоохранения Старооскольского городского округа Сергей Шаныгин сообщил "Оскольскому Курьеру" по телефону, что в связи с эпидемией в инфекционном отделении задействовано 60 резервных коек, а на противовирусные препараты выделено два с половиной миллиона рублей, на антибиотики— 600 тысяч рублей.

Между тем в инфекционном отделении только в феврале (на пике заболеваемости) было потрачено на медикаменты 790 тысяч рублей.

При лечении высокопатогенного гриппа требуются очень дорогостоящие препараты. Только одного антибиотика в день для одного больного необходимо на шесть тысяч рублей. А тяжелым больным нужно два-три вида антибиотиков. А еще капельницы и противовирусные препараты, которых, правда, пока достаточно.

"Неделю вообще не было антибиотиков: закончились. Я не знал, чем больных лечить,— говорит заведующий инфекционным отделением городской больницы №2 Валерий Вишневецкий.— Сегодня назначаешь антибиотик— больному лучше, завтра старшая медсестра говорит, что это лекарство закончилось. Приходишь к больному, а там лежит бабушка, которой никто не купит медикаменты. Приходится переводить на какой-то другой антибиотик— через сутки состояние ухудшается, значит, препарат не подошел, а у меня выбора нет. Лечим тем, что есть. Но проходит два-три дня, старшая медсестра говорит, что и этого антибиотика больше нет. Я же не приду к больному и скажу: ты пока не умирай, потерпи недельку, сейчас торги пройдут— мы медикаменты получим и сразу тебя начнем лечить".

Послушав больного фонендоскопом далеко не всегда можно понять, насколько выражена дыхательная недостаточность, а несложный и недорогой (всего 14 тысяч рублей) аппарат пульсоксиметр определяет точно и моментально уровень насыщения крови кислородом.

В принципе это аппарат нужен для того, чтобы определить, когда больного пора переводить в реанимацию. Но врачи инфекционного отделения уже два года не могут допроситься у управления здравоохранения пульсоксиметры.

Четыре, так необходимых аппарата, подарила инфекционному отделению кондитерская фабрика "Славянка".

Да что там пульсоксиметры, если на 27 больных всего 6 термометров. Свои аппараты для измерения артериального давления оставляют больные, идущие на выписку.

И даже если больного перевести в реанимацию— это не панацея. В реанимационном отделении, рассчитанном на шесть коек, всего два рабочих аппарата искусственной вентиляции легких.

"Это русская рулетка: кого-то подключат, кого-то нет",— вздыхает Валерий Вишневецкий.

Кровати, столы, стулья, тумбочки— все это в инфекционном отделении горбольницы №2 двадцатилетней давности и в буквальном смысле разваливается. А лампочки, бумагу, ручки— все это медики, по возможности, приносят из дома.

Но с окладом медицинской сестры в 2950 рублей не очень-то купишь на свои деньги даже лампочку. Оклад врача— 4195 рублей. Отсюда и нехватка медперсонала. "И даже если сделать в отделении двести коек, кто их будет обслуживать,— говорит заведующий отделением.— Ведь штат медиков во время эпидемии остался тот же. Врачей-инфекционистов сейчас в отделении четверо (из которых один временно переведен из кабинета СПИД, потому что инфекционистов в городе катастрофически не хватает)."

"Если, не дай Бог, сейчас будет массовое отравление в какой-нибудь столовой, куда я буду больных госпитализировать, и кто их будет лечить? Мы итак отправляем нетяжелых больных с гепатитом, рожей лечиться домой",— говорит заведующий инфекционным отделением, единственном в округе.

"У нас лежали и сотрудники администрации— сами все видели, но даже после этого ничего не изменилось,— говорит Валерий Вишневецкий,— Хотелось бы, чтобы городские власти обратили внимание на существующие проблемы".

В 1986 году, когда население города было 150 тысяч человек, в инфекционном отделении было 70 коек. Сейчас, когда население выросло в два раза, отделение сократили до 37 коек.

По мнению медиков, для нормальной работы необходимо расширить инфекционное отделение хотя бы до 50 коек, естественно с увеличением штата и снабжения, и создать в отделении хотя бы одну реанимационную койку.

Но, несмотря ни на что, персонал отделения делает все возможное. В этом сезоне на тридцать тысяч переболевших было всего два летальных исхода.

В настоящее время эпидемия идет на спад, но никто не дает гарантий, что через некоторое время не придет еще одна волна.

Свиной грипп очень часто дает быстрые осложнения в виде пневмонии. Вначале идет вирусная инфекция (как обыкновенная простуда: кашель, насморк, температура). Затем если не проводить лечение, или лечиться не грамотно, начинается бронхит, а потом пневмония. Если обычно пневмония развивается около недели, то при высокопатогенном гриппе, как правило, через сутки уже есть явные признаки пневмонии (боли за грудиной, отдышка, хрипы в легких). Особенно быстро высокопатогенный грипп поражает заведомо ослабленные организмы (при сахарном диабете, хронических заболеваниях).

Поэтому и начальник управления здравоохранения, и заведующий инфекционным отделением просят жителей Старооскольского округа не заниматься самолечением, ни в коем случае не принимать аспирин, который вызывает угрозу кровотечений, и при первых признаках гриппа обращаться за медицинской помощью.

Источник: "Старооскольский курьер"