Чеченский омбудсмен заявляет о предвзятости Зеленокумского суда

На модерации Отложенный

22.03.2011  /12:48/ Нурди Нухажиев считает, что судебный процесс в Зеленокумском районном суде по уголовному делу в отношении братьев Гафуровых проходит с грубыми процессуальными нарушениями.Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике (Чечне) Нурди Нухажиев

обратился к заместителю Генерального прокурора России по ЮФО  Ивану  Сыдоруку  с просьбой провести прокурорскую проверку по факту необоснованного  выделения материалов уголовного дела в отдельное производство, рассматриваемого Зеленокумским районным судом в отношении братьев Гафуровых.

Нурди Нухажиев считает, что  некоторые материалы, свидетельствующие, о насильственных действиях в отношении  братьев  Гафуровых  и их вынужденной самообороне, были намеренно выделены в отдельное производство без проведения экспертного исследования.

 

Напомним, что в ноябре 2010 года к Уполномоченному по правам человека в ЧР обратились представители чеченской диаспоры из  города Зеленокумск  Ставропольского края с письменным заявлением, в котором говорится,  что   братья Гафуровы, Магомед и Аюб,  незаконно привлекаются к уголовной ответственности. В  январе  2011 года с аналогичным заявлением обратился  и гражданин  Зулаев А.М. по уголовному делу в отношении его брата Зулаева Бислана.

 

По просьбе заявителей и ввиду необъективности проведенного предварительного расследования, Уполномоченный по правам человека в ЧР  Нурди Нухажиев направил  для участия в судебном процессе  сотрудников своего аппарата.

 

- Сотрудники моего аппарата, опытные юристы, а это экс-судья Верховного суда и адвокат с многолетним стажем работы,  изучили  заверенные в установленном порядке ксерокопии материалов уголовного  дела,  представленные стороной защиты.

Предварительным следствием установлено следующее: 21 ноября 2010 года сотрудник милиции ОВД по Шалинскому району Исаев Сухраб  вместе со своим сослуживцем Зулаевым Бисланом приехал в г. Зеленокумск Ставропольского края, где  они встретились со знакомой Исаева  Сидельниковой,  которая  пригласила в  кампанию и свою подругу Чернову Е.П.    Около двух часов они катались по городу. Затем молодые люди решили провести отдых  в одном из арендованных частных домов .  Вечером   Сидельникова попросила Сухраба отвезти ее домой, но он предложил ей забрать  с собой и Чернову. Но та, несмотря  на неоднократные  просьбы Сидельниковой, осталась с Зулаевым и Исаевым. Позже  Зулаев и Исаев  повезли Чернову в общежитие. В пути следования  Чернова неожиданно выпрыгнула из автомашины и повредила ногу, после чего они повезли ее в больницу, но она отказалась зайти в больницу. Они промыли ей рану, отвезли  в общежитие и уехали, договорившись, что приедут в следующую субботу и привезут ей мобильный телефон, как она и просила.

В этот же вечер местные казаки остановили Исаева и стали разбираться по данному инциденту. Исаев объяснил им, что никакого покушения на изнасилование Черновой, как она заявляет, не было. Он, предъявил им удостоверение работника милиции и объяснил, что ни он, ни Зулаев не собираются скрываться от правоохранительных органов.

Однако  казаки решили  воспользоваться этими обстоятельствами  и устроить погром в отношении местных жителей чеченской национальности.

26  ноября 2010 года в г. Зеленокумске, заведомо зная, что к конфликту с Черновой Е.П., проживающие в Зеленокумске чеченские семьи  никакого отношения  не имеет, они остановили на улице местного жителя Гафурова М.Х., ехавшего на своей автомашине, пинали ногами его автомобиль,  выкрикивали  националистические лозунги и оскорбляли его нецензурной бранью. Когда же Гафуров  попытался уйти, обстреляли его из травматического оружия и он, раненый в  руку, вырвался и уехал к себе домой.  Об этом свидетельствует наличие 9 пулевых повреждений на наружной стороне стекла передней левой двери автомашины Гафурова М.Х, из которых три сквозные. А в  салоне автомобиля обнаружены три фрагмента пуль и кровь Гафурова. Однако экспертизы по этим объектам не проведены и по поводу их возникновения ни один  потерпевший или свидетель не допрошен.  В справке, приложенной к обвинительному заключению, не указано, выделены ли в отдельное производство материалы или уголовное дело по этому факту, - отмечает Нурди Нухажиев  в своем обращении к  заместителю Генерального прокурора РФ по ЮФО.

 

Далее, из показаний свидетелей следует, что толпа из более трехсот человек окружила дом Гафуровых.

Перевернули припаркованные на улице автомобили,   стали  забрасывать камнями и  угрожать поджогом дома, а затем открыли огонь из стрелкового оружия.

 

 В целях защиты себя и  малолетних детей Гафуровы  предупредили нападавших, что будет применено оружие  и,  когда возникла реальная опасность для их жизни, чтобы отпугнуть нападавших,  стали стрелять в воздух  из травматического пистолета  и охотничьего ружья "Сайга", заряженного картечью.  При этом ни один из потерпевших не ранен из охотничьего ружья.   Изложенное  свидетельствует о том, что Гафуровы  не стреляли по нападавшим  прицельно,  и говорить  об умышленном причинении ими легких или тяжких телесных повреждений нельзя, а тем более - о злостном хулиганстве.

        Кроме того, напротив домов и на проезжей части улицы обнаружены гильзы, патроны и  коробки из - под  патронов  иного калибра, чем ружье "Сайга" Гафуровых, что свидетельствует о том, что  нападавшие были вооружены охотничьим и травматическим оружием.

        Из протокола осмотра места происшествия и приложенной к нему фототаблицы следует, что уличные фонари освещения дороги на двух столбах, расположенных напротив дома Гафуровых, не горят. Это свидетельствует  о том, что казаки готовились напасть на дом  Гафуровых  и специально  отключили фонари, чтобы нападавшие не были зафиксированы на видеокамеры. При этом Гафуровы конкретно указывают на "свидетеля обвинения" по делу, который накануне что-то "чинил" на столбах ЛЭП.  Из аудизаписи, произведенной на кругу Кубанского, Донского и Терского казачества,  речи прокурора Зеленокумского района следует, что он и так превысил свои полномочия, распорядившись о возбуждении уголовного дела по ст. 111 УК РФ. Братья Гафуровы,  Магомед и Аюб, на второй день  были освобождены, но  2 декабря 2010 года вновь взяты под стражу,- говорится в обращении чеченского омбудсмена.   

       

Уполномоченный также обратил внимание заместителя Генпрокурора России на тот факт, что на следственные органы и суд оказывалось воздействие посредством средств массовой информации. Еще на стадии предварительного следствия следственные органы и общественность Зеленокумска обрабатывалась потоком негативной информации, настраивающей местное население на агрессивные действия в отношении семьи Гафуровых. Омбудсмен считает, что нападение на братьев Гафуровых - это заранее спланированная акция.

 

- Предварительное следствие как по уголовному делу в отношении братьев Гафуровых, так и по делу Зулаева проведено под воздействием казаков, устроивших  на самом деле самосуд, о чем свидетельствует тот факт, что ни один из зачинщиков данного конфликта к уголовной ответственности не привлечен. Вместе с тем, при всей  очевидности невосполнимых процессуальных нарушений и необъективности  расследования уголовного дела, прокуратурой края утверждено по нему обвинительное заключение.

 "Потерпевшие" по данному уголовному делу  местные жители не отрицают, что они не были привлечены правоохранительными органами на дежурство по охране общественного порядка и то, что  их  по "тревоге"  по мобильным телефонам подняли десятники и сотники казачества, - отмечает Нурди Нухажиев.

  

Чеченский омбудсмен считает, что соединение уголовных дел, возбужденных в отношении братьев Гафуровых и Зулаева в одно производство способствовало бы  всестороннему, полному и объективному  их   расследованию, поскольку они взаимосвязаны. По этому поводу Уполномоченный дважды обращался к прокурору Ставропольского края. Обращения омбудсмена остались без рассмотрения.

 

Уполномоченный по правам человека в ЧР в приложение к своему обращению  также направил заместителю Генерального прокурора России по ЮФО копии процессуальных документов, необоснованно выделенных из материалов уголовного дела и доказывающих предвзятость судебного процесса и просит поручить провести прокурорскую проверку по указанным фактам и, при наличии оснований, принять  меры прокурорского реагирования.

 

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР