Про стратификацию как сепаратизм

На модерации Отложенный

Продолжаю цикл статей про стратификацию; в этот раз попробую немного хайпануть и показать на наглядных примерах, чем грозит нарастание стратификации в обществе.

Посмотрел сегодня свежий ролик Шария про то, как активисты (в хорошем смысле) пытались восстановить домик композитора Леонтовича на его малой родине:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=4CvleYHOVC4&feature=emb_logo

Краткое содержание - хотели стать меценатами и вложиться в руины дома всемирно известного композитора Леонтовича, да местная громада послала команду Шария лесом.

Выводы из этого видео можно сделать самые печальные; но я попробую побыть адвокатом дьявола и покажу причины подобного поведения громадян. Как нетрудно видеть из названия статьи, имхо основная причина недоверия к внешнему инвестору - та самая стратификация общества, разделение общества на страты с не-пересекающимися интересами.

Если бы существовала единая сущность - советский украинский народ, то и проблемы бы не было - восстановление памяти земляка было бы всеми воспринято благожелательно. Однако десятилетия "реформ" наглядно показали гражданам, что "эффективные собственники" действуют исключительно в собственных интересах, а интересы единого народа их не волнуют от слова "совсем" (что позволяет брать термин "общество" в кавычки; де-факто его уже нет, и не только вна).

Поэтому-то и нет доверия между различными стратами, суб-культурами и хуторами; это подписчики Шария доверяют ему (тем более, ничем не рискуя), а для громадян села его люди - какие-то мутные личности, желающие заполучить контроль над частью их села. И тут, подчеркну, важно именно не-верие в то, что эти личности хотят Добра и Света, ибо интересы частных инвесторов практически всегда направлены на личную выгоду. В данном конкретном случае можно было бы вполне цивилизованно договориться (обсудить тот же договор аренды, например), но уже целое поколение выросло в условиях повальной приватизации, выражающейся словами "было ваше, стало наше", и в цивилизованные методы попросту не верует.

Тем более, что законы в Незалежной работают, прямо скажем, не ахти, да и вообще везде они - на стороне денежных мешков; так что богатенький "инвестор" вполне может повернуть всё в свою пользу, и стричь купоны самостоятельно, оставив селян с носом. При этом интересы какой-то там Украины, или тем более Человечества - это что вообще?..

В данном ролике Анатолий в очередной раз раскрылся как либерал - увы, в плохом смысле слова: вот же вам мои деньги, чего ж вам надо?.. Но, как нетрудно видеть, деньги те пойдут на некое дело, и собственно громадянам не достанутся, в чём и заключается конфликт интересов и проблема стратификации - что толку что-то строить на месте руин, если это всё равно достанется какому-то дяде, а остальным - дырка от бублика; а интересов, помимо личных, уже давно не осталось, благодаря тем же "либералам". Это я всё ещё выступаю в роли адвоката дьявола :)) - в данном случае я скорее на стороне Шария, но и селян понять тоже можно.

Сугубо диалектически общество потребления, основанное на примате частной собственности, пожирает само себя - выставляя главным мотиватором личное обогащение, автоматически снижает приоритет общества как такового. Пока ресурсов хватает на всех, можно немного отрывать на создание иллюзии общности, но в случае мало-мальского кризиса все начинают тянуть одеяло на себя, и первым страдает как раз оно, Общество, которого к нонешнему моменту уже практически нет. Интересы собственной страты (класса, семьи, хутора) перебарывают все остальные, и в итоге лучше остаться с руиной, чем позволить кому-то самому царствовати и всем владети.

"При чём тут сепаратизм?", спросит обыватель. Ну так сепаратизм - это не Моторола и Стрелков, это - деление целого на частные случаи. Знакомые слова?

А Леонтовича, конечно, жалко.

 

Xommep

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок