«Я еврей и все мои песни еврейские»
(К двухлетию со дня смерти 26 декабря)
Лев Мадорский

Чуковский, Маршак, Барто… Шаинский Владимир Яковлевич естественно и органично вписывается в цепочку корифеев российской, а, точнее, советской, детской литературы. На его музыке, на его песнях воспитываются вот уже три поколения русскоязычных детей. Многие мои ученики по музыке в русскоязычных семьях плохо говорят по-русски, но песню «Крокодил Гена» и «Чебурашка» знают, практически, все…
О памятной дате Владимира Яковлевича Шаинского, которого, по его настрою, менталитету, неоднократным высказываниям (в основном, неофициальным), можно было бы смело назвать не российско-еврейским, а еврейско-российским композитором, напомнил приятель, музыкант, уже давно живущего в Америке и знакомый с Шаинским лично.
— Напиши, — предложил он. — Владимир того заслуживает. Если не получится ко дню рождения (12 декабря 1925 года), то ко дню смерти (26 декабря 2017 года).
От ученика по классу скрипки до композитора
Володя родился в Одессе, в еврейской, интеллигентной, ассимилированной семье. Музыкальные способности вундеркинда позволили ему, проучившись три года игре на скрипке в Доме пионеров (занятия раз в неделю по полчаса), поступить в спецшколу при Киевской консерватории. В военные годы семья эвакуировалась в Ташкент. После войны Владимир окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, работал педагогом в музыкальной школе и скрипачом в оркестре Утёсова, а в 1962 году поступил в Бакинскую консерваторию по классу композиции.
Он нашёл себя
Многие писатели, композиторы, художники начинали свою деятельность с поисков жанра. Это почти всегда трудный и мучительный процесс. Так, например, К. Чуковский (его отцом его был еврей Эммануил Соломонович Левенсон) начинал как журналист, сатирик, переводчик, С. Маршак — как драматург, поэт и литературный критик, А. Барто — как балерина…
Владимир Яковлевич начинал как классический композитор, написав струнный квартет, симфонию и оперу для детей «Трое против». Возможно, работа над детской оперой подтолкнула его к «своему» жанру, который только кажется лёгким. Как точно заметил Самуил Маршак: «Для детей надо писать как для взрослых, только намного лучше». Один за одним появляются хиты Шаинского, не потерявшие своей ценности до сих пор: музыка к мульфильмам: «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк», «Крошка Енот» и детские песни «Вместе весело шагать», «По секрету всему свету», «Дважды два четыре» и многие другие.
Параллельно с детскими песнями Владимир Яковлевич написал более 400 песен для взрослых. Среди исполнителей его песен Алла Пугачёва, Юрий Гуляев, Эдуард Хиль, Борис Моисеев, Эмиль Горовец, Людмида Гурченко и другие известные певцы.
Шаинский как еврей
В интервью 2010 года Шаинский на вопрос журналиста:
— Кем Вы себя ощущаете — русским или евреем?
Ответил:
— Я еврей. Я большой патриот своей нации, — и неожиданно добавил то, что кажется невероятным. — Все мои песни еврейские. Это переделанные под русские песни кадиши. Смотрите, — он сел за рояль и начал играть сначала свои песни, а потом соответствующие им еврейские молитвы, подробно объясняя, как он их подгонял под русский колорит.
Кстати, мало кто знает, что Шаинский начинал как еврейский композитор и писал песни для известной исполнительницы песен на идиш Нехамы Лифцишайте.
Владимир Яковлевич — человек необыкновенной смелости. И таким был всегда. После образования Израиля, когда в 1948 году началась война за Независимость, Владимир вместе с другими евреями пришёл в антифашистский комитет с просьбой направить его в Израиль для участия в войне на стороне только что возродившегося еврейского государства. Всех пришедших отослали домой, естественно, переписав их данные, а через некоторое время многих вызвали вторично и… расстреляли. Владимиру повезло.
Михаил Жванецкий рассказывал, что в начале семидесятых на банкете в честь Дня Космонавтики, когда один из генералов (за столом сидели высшие военные чины) пожаловался, что некоторые советские лётчики, принимавшие участие в войне 1967 года, были сбиты израильтянами, Шаинский встал и сказал, вызвав шок у присутствующих, слова, за которые легко можно было угодить либо в тюрьму, либо в психушку:
— Нечего у нас летать! Будете летать — будем сбивать! Летайте где хотите, но к нам мы лезть не позволим! Мы отобьем охоту воевать против нашего государства! А еще раз полезете — будем уничтожать прямо на советских аэродромах.
Ему опять повезло и чудом всё обошлось.
— Евреи — лучший народ планеты, — сказал Шаинский в одном из интервью, — а вся планета перед евреями виновата — за бесконечные страдания миролюбивого народа… Я всегда был против антисемитов. И в тот момент, когда коммунисты “запахли” антисемитизмом, можно сказать, “завоняли”, — я превратился в решительного и непримиримого антикоммуниста. Я считаю, что любые политические взгляды имеют право на существование, в том числе — коммунистические. Но антисемитизм, как и любой другой расизм, является злейшим врагом человечества и на существование права не имеет.
В 2000 году Шаинский репатриировался в Израиль, а в 2004 году он переехал с семьёй в США, но остался верен еврейскому государству. Вот несколько его высказываний американского периода: «Я всегда был патриотом Израиля». И поэтичное: «В мире нет городов красивее Ашдода и Иерусалима. Когда подъезжаешь к Иерусалиму, то кажется, что город спускается с небес».
Характер. Личная жизнь. Смерть
Владимир Яковлевич был не только бесшабашно смелый, но и светлый человек. От его присутствия, как в песне «Улыбка», всем становилось светлей. Жена Шаинского Светлана говорила, что он обладал редким качеством — почти всегда находился в хорошем настроении. Увлекался спортом. Много двигался. Уже будучи известным композитором, был чрезвычайно прост в обращении. Приятель, который в студенческие годы подрабатывал переписчиком нот, рассказывал:
— Принёс ноты к Шаинскому домой. В комнате турник. Первый вопрос: «Сколько можете подтянуться раз?» И сам несколько раз легко подтянулся.
Даже в последние дни жизни в больнице Владимир Яковлевич был бодр, постоянно шутил и часто повторял: «Очень хочу жить». У великого композитора (сам он иронизировал: «Да, я великий. Я велик ростом») трое детей. От первого брака (жена Наталья) — сын Иосиф. От второго — изображённые на снимке, жена Светлана, сын Вячеслав, дочь Анна.

Умер Шаинский 26 декабря 2017 года в возрасте 93 лет от онкологического заболевания. Похоронен в Сан-Диего (США) штат Калифорния.
Комментарии
Отец армян и мать армян.
Евреи, евреи, кругом одни евреи...
Когда-то давно уже читал эту фразу, автора фразы забыл. Это действительно Большой поступок для СССР.
Шаинский легко переходил на иврит и английский. Поэтому ему легко было адаптироваться в Израиле, куда он эмигрировал и где прожил около пяти лет. Переехав потом в Америку, он свободно говорил на английском.
Но когда узнаешь, качества таких как Барто, то уже и ее книжки не хочется детям читать....