Россия: Израиль, давай до свидания?

На модерации Отложенный

Почти утраченные иллюзии

Между Израилем и Россией чуть ли не каждый день происходят неприятные инциденты. Не успели стихнуть возмущение и изумление жестким приговором Нааме Иссахар, которую поймали в транзитной зоне с шестью граммами гашиша, как в Шереметьево завернули целую группу израильских бизнесменов. В другом московском аэропорту 46 пассажиров Эль-Аль на полсуток задержали на границе. Маленькую израильтянку с диагнозом аутизм несколько дней не выпускали из России под предлогом нарушения визового режима. Несмотря на обращения президента и премьер-министра Израиля, суд отклонил апелляцию Иссахар и оставил в силе ее приговор – 7 с половиной лет заключения.

Одновременно меняется характер столь эффективного прежде российско-израильского взаимодействия в Сирии. Нашим ВВС стало труднее наносить удары по иранским объектам после операции в районе Дамаска 20 ноября - тогда, как предполагается, были уничтожены российские ЗРК. Вскоре после этого российские истребители поднялись в воздух, чтобы предотвратить очередную атаку самолетов ЦАХАЛа на аэродром в Хомсе.

Официальные лица РФ, которые прежде воздерживались от комментариев, теперь открыто критикуют Израиль за нападения на цели Ирана и Хизбаллы в Сирии. Москва осуждает заявление Нетаниягу об аннексии Иорданской долины, голосует за антиизраильские резолюции ООН и готовится сыграть важную роль в палестино-израильском урегулировании. Недавно президент Путин высокомерно назвал еврейское государство «русскоязычной страной», прозрачно намекая, что оно входит в сферу влияния Кремля.

Но если посмотреть с другой стороны, дружба между двумя странами по-прежнему крепка. Путин приезжает к нам на форум в честь Международного для Холокоста. Израиль устанавливает уже второй памятник советским воинам – победителям нацизма. Репатрианты из России получают пенсии, а недавно было одобрено российское пособие живущим в Израиле ветеранам. Но негативных моментов все больше, причем атмосфера нагнетается именно накануне визита Путина в Израиль.

Что это может означать? Почему Россия отталкивает одного из своих немногих союзников в западном мире?

Самое простое объяснение: Москва просто «дает ответочку» на действия израильтян. Наама Иссахар получила срок после того, как в Израиле было принято решение об экстрадиции в США хакера Буркова. В том, что касается запретов на въезд, Израиль тоже, как говорят дети, «первый начал». За прошлый год через границу не пропустили более пяти с половиной тысяч россиян, подозревая их в намерении нелегально работать в нашей стране. Часто при этом под раздачу попадают честные туристы и обращаются с ними, мягко говоря, не слишком вежливо. Не то чтобы российские власти всерьез переживают за своих граждан, но подобные ситуации оскорбительны для крупной державы и, в глазах Москвы, требуют ответных мер. Кроме того, в Израиле нередко находят убежище российские евреи, неугодные Кремлю.


И все же это слишком частные случаи, чтобы они могли нарушить взаимовыгодное сотрудничество.

Скорее дело в том, что интерес Москвы к этому сотрудничеству падает по мере того, как растет ее роль в процессе сирийского урегулирования. Россия как главный гарант сохранения власти Асада старается стабилизировать ситуацию, а свободное поведение ВВС ЦАХАЛа в сирийском небе не способствует стабильности и к тому же подрывает репутацию российских средств противовоздушной обороны.

Впервые холодный ветер подул, когда сирийские зенитчики по ошибке сбили российский самолет после израильской операции. Тогда это казалось трагической случайностью, которая не может надолго омрачить отношения друзей.
Долгое время израильские операции помогали Москве, ослабляя иранскую экспансию, но теперь российские дипломаты, очевидно, предпочитают договариваться с Тегераном, чем потакать Иерусалиму. У российских бизнесменов появились деловые интересы в районах, которые подвергаются израильским атакам; они также рассчитывают привлечь в Сирию арабских инвесторов.

Россия активно укрепляет свой международный авторитет и всячески подчеркивает, что мелкие игроки должны знать свое место и относиться к ней с пиететом. Выходки вроде отказа ее гражданам во въезде или уничтожения ее ПВО недопустимы. И если раньше Израиль самонадеянно считал, что его отношения с Россией равноправны, то теперь от этой иллюзии придется отказаться.

Усилия, предпринимаемые РФ для расширения своего влияния в ближневосточном регионе, должны насторожить Израиль. Кремль активно налаживает стратегические и экономические связи с Египтом, ОАЭ, Саудовской Аравией – то есть, со странами, которые при Трампе стали нашими союзниками против Ирана. Это грозит изменить расклад сил в регионе и осложнить сближение Израиля с арабским миром.

К менее значимым, но все же реальным факторам можно отнести отсутствие полномочного правительства и бесконечную чехарду выборов в Израиле. Если раньше Нетаниягу пользовался в Москве репутацией несокрушимого политического титана, то теперь его акции сильно упали. Соответственно уменьшилось и уважение к еврейскому государству.

Набирая силу на ближневосточном направлении, Россия уже не церемонится со своими прежними союзниками и строит отношения с ними на сделках, выгодных в первую очередь для нее. Чтобы заключать такие сделки, нужно иметь «валюту» для торга – право посещать свою территорию или заложников вроде Наамы Иссахар.

Оптимисты считают, что Иссахар будет возвращена в Израиль накануне или после визита Путина, а проблемы с туристами - взаимно улажены. Но это маловероятно. Известно, что Израиль не разорвет контакты с Россией из-за девушки с гашишем в рюкзаке, из-за десятка не допущенных к въезду путешественников и даже из-за препятствий, чинимых его военным. Дружба, пусть и мнимая, для нашего государства слишком важна, а ссоры с супердержавами обходятся дорого. Поэтому мы до последнего будем считать, что все происходящее – временные недоразумения, которые вскоре разрешатся. Но чем дальше, тем эти иллюзии более призрачны.