Сначала несколько простейших тезисов:
Сталин не выигрывал войну. Ее выиграла советская армия – вопреки идиотскому вмешательству Сталина – в сочетании с географическими особенностями России и, конечно, борьбой всей антигитлеровской коалиции.
Придурок, который сказал, что Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой (не Черчилль, конечно), - очевидно, не имел никакого представления о том, сколько прекрасных творческих и производительных сил было в России до Сталина – по-настоящему трудолюбивые крестьяне, рабочие, осознававшие значение своего труда, предприниматели, не только гнавшиеся за выгодой, но и заботившиеся о своих работниках и собиравшие дивные коллекции, люди, создававшие великую русскую культуру, - и все это было спущено в унитаз благодаря товарищу Сталину, его атомной бомбе и совершенно бездарно проведенных индустриализации и коллективизации.
Когда щепки летят так, что от леса ничего не остается – то кому нужен такой лес? Никакие промышленные успехи ( очень раздутые, скажем прямо), не искупают океанов крови, отнятых и искалеченных жизней.
А у нас продолжают отмечать юбилеи великого отца всех народов, воздвигать памятники, проводить торжественные заседания, выставлять портреты усатого людоеда и даже возмущаться, когда его сравнивают с Гитлером.
Тем, кто хочет понять, каким образом подобный абсурд вообще возможен, очень рекомендую книгу Дмитрия Орешкина «Джугафилия и советский статистический эпос».
Орешкин по образованию географ, он много лет работает с конкретными данными – будь то сведения о ледниках, или информация о нарушениях на выборах. И о Сталине он тоже пишет, как человек, привыкший анализировать статистику. Его книга – это не столько книга о Сталине, сколько о тех мифах, которые создавались, создаются и, похоже, будут создаваться дальше, чтобы сначала появиться в газетах, на телевидении и радио, а потом распространяться все шире и шире и закрепляться в головах у миллионов людей.
Книгу Орешкина нелегко читать подряд – это серьезное научное исследование. Но зато ее можно использовать, как замечательный справочный материал – открываешь любой раздел: «Сталин и рубли», «Сталин и еда», «Сталин и водка», «Сталин и солдаты», «Сталин и народы», «Сталин и война»…. И оказывается, что и в этой сфере нас надули, и здесь нам мозги запудрили, и тут обманули. Создали великий миф – «эпос», как называет его Орешкин.
«Нечеловеческая мощь режима заключалась в умении загнать человека в условия, при которых он сам ( сам, сам – не надо иллюзий!), покуда жив, гонит от себя сомнения и закрывает глаза на все, что творится вокруг. С демонстративным рвением сурово карает других, у кого непозволительно рано прорезалось зрение. А потом сам неожиданно попадает под раздачу (а меня-то за что?!). И уже там, в камере, на прощание корябает кирпичом на стене отчаянно-запоздалое открытие: «Сталин убийца».
Как мы знаем, даже в камере не до всех доходило. И теперь не до всех доходит. И пока не дойдет – мы так и будем сидеть в том, в чем сидим – в странной жидкой субстанции не то коричневого, не то кровавого цвета. Может быть, стоит прислушаться к словам Орешкина:
«Либо мы собираемся с силами, чтобы пережить Когнитивный диссонанс в теоретической форме, разув глаза и осознав необходимость смены приоритетов и идеалов. Что вряд ли: собственным травмированным разумом, без помощи психоаналитика извне такие недуги не лечатся. Либо, зажмурившись, продолжаем тешить себя джугафилическим маршем по крышам и радоваться грохоту под ногами. Что гораздо более вероятно и органично. Тогда Когнитивный диссонанс придет позже, но зато опять в грубо-материальном выражении. В виде переломанных костей и очередной пространственной катастрофы».
Давайте выберем первый вариант, а?
Комментарии