Социальный консерватизм и принцип самоограничения

Общество всегда нуждается в идейном обосновании своего существования. Тем более развитое общество, в котором наличествует сложная политическая структура, действуют политические партии, руководствующиеся определенными идеологическими установками. Это касается всех современных стран. В полной мере это явление характерно и для России.

Исходя из этого, следует проанализировать, какие идеологические доктрины конкурируют на российском политическом поле.

Прежде всего, отметим коммунистическую доктрину. Хотя элиты страны отказались от нее, но еще значительная часть российской нации в той или иной степени привержены ей: коммунистические предрассудки в той или иной степени есть у всего постсоветского населения. Однако если поставить вопрос прямо, то только крайне незначительное число граждан РФ согласятся вернуться в советское прошлое.

С начала 90-ых годов, на протяжении десятилетия, осуществлялось некое подобие либеральной доктрины. Выборы в различные органы власти показали разочарование россиян в этой доктрине.

На мой взгляд, сейчас в России без публичной декларации, но исключительно практически осуществляется этатисткая доктрина. В предыдущее десятилетие органы государственной власти были в излишней степени оттеснены от экономики, и даже участия в реальной политике, особенно в регионах. Возможно, чрезмерный этатизм, наблюдаемый сегодня, есть защитная реакция общества и элит на предыдущий разгул своеобразного российского либерализма.

Сегодня в политической жизни можно наблюдать также некоторые элементы традиционности и консерватизма, но они пока не складываются в цельную единую и законченную систему.
 

Консерватизм 18 — начала 20 веков исчерпал себя. Консерватизм без сильной социальной составляющей, основанной на уважении к личности, соблюдения ее социальных, гражданских и политических прав обречен на исторический проигрыш. Именно социально-консервативная политика, движимая нравственным чувством, обязательно ставит вопрос о социальной цене самых привлекательных на первый взгляд модернизаторских проектов. Именно она позволит привлечь необходимые трудовые ресурсы, но сохранить при этом культурную идентичность российской нации.

Понятие это — настолько емкое и различные ее составляющие так взаимосвязаны, что получается монолит, из которого невозможно выдернуть ни один блок, не разрушив всю конструкцию. Отметим их:

  • патриотизм без обожествления личности, власти, земли и т.п.;
  • традиционность без архаики;
  • религиозность без казенщины и обрядоверия;
  • социальная взаимопомощь без принудительного коллективизма;
  • прогресс без слепого копирования чужого опыта;
  • модернизация без перенапряжения народных сил.

Резюмируя, можно сказать, что сознательно и критически принятая социально-консервативная идеология должна стать тем самым «движителем», который позволит нации выйти на достойное ей место в мире. Перечисленные тезисы должны иметь практическую проекцию.

В чем она может быть выражена:

  • подчиненность всего общества и чиновников любого ранга требованиям российских законов и Конституции;
  • независимая судебная власть;
  • субсидиарность — помощь гражданам и сообществам в том, что они не могут совершить самостоятельно, и, напротив, минимальная регламентация в решении тех проблем, с которыми они могут справиться сами;
  • реальная поддержка малого и среднего предпринимательства;
  • нравственная самоцензура медиа-сообщества;
  • защита обществом и государством нравственных основ;
  • возрождение отечественной культуры;
  • преодоление гедонисткого идеала в обществе;
  • поддержка семьи с целью преодоления демографического кризиса;
  • взвешенная и продуманная миграционная политика;
  • взаимодействие общества и государства с традиционными и конструктивными религиозными организациями;
  • воспитание патриотизма;
  • профессионализация вооруженных сил;
  • большее участие людей в распределении доходов в крупных добывающих кампаниях, в том числе государственных;
  • стратегия возрождения наиболее перспективных направлений российской науки и ресурсосберегающих производств;
  • взвешенная и прагматичная международная политика.

Все вышеописанные направления приводят к тому, что страна становится мощной, процветающей и, в то же время, вполне демократической и комфортной для жизни людей.

Следовательно, российская нация получает тот идейный продукт, которого ей не достает уже 20 лет, — уверенность в завтрашнем дне. Достигнутая тяжелой ценой, в том числе, за счет ущемления некоторых демократических принципов и значительных этатистских вывертов, стабильность не может быть самоцелью. Она приемлема только как плацдарм для дальнейшего рывка. Притом сам этот модернизационный рывок должен соотноситься с социальной ценой реформ.


В конце концов, действительно сильное государство сильно своими гражданами, их патриотизмом, благосостоянием, готовностью признать это государство своим и защищать его в случае необходимости. Абсентеизм, нарастающий в нашем обществе, — признак отсутствия той идеологической доктрины, которая может сплотить большинство нации. Таким образом, люди ждут акцентуации, вербализации и публикации идеологии, приемлемой для них.

Проведение практической политики, основанной на социально-консервативной доктрине и даже просто публичная постановка цели, необходимо хотя бы для того, чтобы граждане могли соотносить свои собственные планы с четко артикулированными и последовательно проводимыми планами государственной власти.

В среднесрочном аспекте такая политика позволит выправить демографическую ситуацию, сделать нацию более здоровой в духовном аспекте, возродить перспективные производства и организовать те направления науки и промышленности, которые соответствуют нынешним требованиям. Именно такая политика сделает страну реально сильной и стабильной, во всех отношениях конкурентоспособной, готовой противостоять вызовам времени.